Метафизика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:47, реферат

Описание

Аристотель является одним из величайших древнегреческих философов. Ф. Энгельс назвал его "самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим "существеннейшие формы диалектического мышления" Аристотель жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III, а сам Аристотель - сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II.

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии Метафизика Аристотеля.docx

— 34.49 Кб (Скачать документ)

  Эти философские труды Аристотеля, как правило, не относят к физике, однако, в них содержатся рассуждения о движении и материи, пространстве и пр.

Первая  философия (метафизика) - теоретическая  философия (или первая философия  в отличие от второй — физики) изучает бытие как таковое, т.е. сущность, точнее в связи с разделением сущего на искусственные и природные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоценные и самоцeльные. Сущность имеет двойную интерпретацию: как мыслимая суть каждой вещи и как отдельное нечто. Суть определяется понятием «чтойности» (греч. «то, чем было бытие»).

Насчитывается четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?»), перводвижитель («Откуда начало движения?»). Аристотель говорит об отношении между этими стихиями, их развитии, их воплощении в явлениях природы и т.п. Он также проводит различие между действительностью и возможностью.

Иерархия  сущностей выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания. Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в ней «формального» (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования.

В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального  и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит, уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству).

Совпадение  процесса и результата деятельности имеет место для чистого ума, при этом, наилучший предмет мысли – ты сам. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

 

 

Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской  философии

Философия Аристотеля завершает тот  период античной философии, который  нередко именуется «философией  классической Греции», являющейся основой всей европейской философии.

Аристотель сделал очень много важного в области физики и натурфилософии, хотя физика четко не обособляется от первой философии. Физика Аристотеля не является физикой в понимании нашего времени. Конкретно-научная методология Аристотеля-физика определялась методологическими взглядами Аристотеля-философа.

Осознание роли метода и разработка исторически первого его варианта позволили Аристотелю построить  оригинальную физическую картину мира, впервые реализовать идею науки  о природе.

Аристотель создает систему философии как энциклопедической науки. Он был первым, кто отделил собственно философское знание (первую философию или метафизику) от конкретно-научного или частно-научного знания.

«Метафизика» Аристотеля определенно является одним из главных философских произведений во всей истории мировой философии.

Аристотель отталкивается от платоновского  учения об эйдосе как общей сущности вещи. Однако, он не соглашается с тем, что сущность вещи существует сама по себе вне самой вещи, и критикует Платона за ненужное удвоение мира.

Он помещает сущность вещи в саму отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, и понимает эту сущность как  процесс целенаправленного формирования, как деятельность, как «энергию».

Вещь может полностью реализовать  свою «форму», свою сущность, или идею. Поэтому истинно сущее бытие для Аристотеля – это отдельная чувственно воспринимаемая вещь, «первое сущее», в котором нераздельно слиты его материя и его «идея» (форма).

«Материя» Аристотеля – это всего  лишь возможность вещи, действительность которой дает форма. Все вещи в  мире различаются степенью полноты  реализации своей цели и формы, которые можно сравнивать по степеням совершенства.

Космос он воспринимал, как вечную и неподвижную иерархию степеней совершенства, в которой есть «верх» и «низ», т.е. первая материя (чистая возможность) и чистая форма, или абсолютная актуальность – «божественное» начало в мире.

Все последующие мыслители, в особенности средневековые, строили свои методологические концепции конкретно-научного уровня подобным же образом.

С того времени физика развивалась благодаря стремлению человека всё глубже и полнее воплотить эту идею в жизнь, и общая методологическая установка Аристотеля присутствовала в умах физиков и последующих эпох.

Так, «очки» современной физики – это, прежде всего, принципы симметрии, к которым  относятся закон сохранения энергии (симметрия времени), законы сохранения импульса и момента импульса (симметрии  пространства), принцип относительности (симметрия в смысле равноправия  инерциальных систем отсчета) и т.д.

Можно сказать, что Аристотель оказал влияние на развитие философии, равноценное заслугам всех остальных философов.

Он стал создателем собственного стиля мышления, который был назван аристотелизмом, и который безоговорочно доминирует в европейской, философии, науке и культуре, как раньше, так и сейчас.

Его учение, в котором он стремится связать  сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, допускает и объективно-идеалистическое, и последовательно материалистическое истолкование.

Материалистическая  переработка началась в его школе  уже Страбоном и привела в арабской философии Авиценны и Аверроэса к материалистическому пантеизму.

Он дал  начало в том или ином смысле большинству  последующих философских систем. Творчество Аристотеля было выдающимся вкладом в развитие различных исследований. Разработанность и содержательность философской системы Аристотеля универсальны.

Он систематизировал знания и выделил ряд научных областей, которые позже стали обособляться в самостоятельные отдельные направления.

Аристотель  производит разделение основных видов  философских проблем, легшее в основу деления на физику, логику и этику, ставшего для европейской философии классическим: «...имеется три вида положений и проблем, а именно: одни положения, касающиеся нравственности, другие — природы, третьи — построенные на рассуждении».

Таким образом, благодаря Аристотелю европейская  философия в рамках платоновской школы приобретает ту дисциплинарную расчлененность, методическую разработанность  и полноту, которые обеспечили в  дальнейшем ее устойчивое школьное функционирование.

Аристотель несомненно внёс свою лепту в создание и развитие таких наук, как логика, политика, теории государства, риторика, психология,  эстетика и др.

Его учение охватило все области научного знания, существовавшего в то время, и является высшей точкой в развитии античного творческого систематического мышления.

Творчество  Аристотеля в области философии  и науки считается вершиной античной мысли, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.

Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой  культуре - с ее начала вплоть до IV века до Р.Х.

Заключение

Аристотель - величайший древнегреческий философ, который создал свое собственное учение, породившее целую эпоху в философии.

Его наследие достаточно обширно, а его влияние прослеживается во всех областях научной и духовной жизни в течение многих лет. У его философских систем всегда было очень много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи были использованы в трудах поздних философов.

Аристотель  разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта. Имел огромное влияние на все последующее развитие философской  мысли.

Благодаря арабским ученым взгляды Аристотеля проникли в средневековую Европу и повсеместно были приняты на веру вплоть до научной революции  середины XVI в., которая поставила их под сомнение.

Огромный  вклад Аристотеля в становление  и развитие философии как науки - очевиден, поэтому обращение к  его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый  прогресс философской мысли с  тех времён, представляется вполне обоснованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Кругосвет, 2008. 896 с.
  2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1995. - 590 с.
  3. Карпов В.П. Философы Греции основы основ: логика, физика, этика / В.П.Карпов. - Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1056 с.
  4. Платонов В.В. Западная философия образования на рубеже ХХ-XXI веков В.В.Платонов // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С.115-126.
  5. Солопова М. Древнегреческая философия. Аристотель
  6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1999. – 704 с.
  7. Чернов С.А Начала философии / С.А.Чернов СПб.: СПб ГУТ, 2004. – 480 с.
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki

Информация о работе Метафизика Аристотеля