Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:47, реферат

Описание

Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Фрэнсисом Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент.
Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
Жизнь и деятельность Ф.Бэкона……………………………………4-5
Научная методология Фрэнсиса Бэкона……………………………6-9

Главные идеи философии Бэкона..................................................10-11

Классификация системы наук и роль философии………………….12
"Антиципации природы" и "интерпретации природы"…………….13
Цель науки: открытие "форм"……………………………………….14
Проблема взаимодействия человека и природы………………...15-16
Учение о методе и его влияние на философию XVIIв……………..17
Социально-практические идеи Бэкона……………………………...18
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

9.Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки..docx

— 51.18 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: «Метод научного познания Ф. Бэкона и  его значение для развития науки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..…3

Жизнь и деятельность Ф.Бэкона……………………………………4-5

Научная методология  Фрэнсиса Бэкона……………………………6-9 

Главные идеи философии  Бэкона..................................................10-11 

Классификация системы наук и роль философии………………….12

"Антиципации  природы" и "интерпретации  природы"…………….13

Цель науки: открытие "форм"……………………………………….14

Проблема взаимодействия человека и природы………………...15-16

Учение о методе и его влияние на философию  XVIIв……………..17

Социально-практические идеи Бэкона……………………………...18

Заключение……………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       XVI – XVII века – период Нового Времени, обозначивший крупные перемены в жизни людей. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс развития капиталистических отношений, происходило образование крупных национальных государств, формировались новые классы.

       В эту эпоху возник новый тип  культуры, поставивший в центр  своих интересов человека и окружающий мир. Человек Нового Времени был  охвачен жаждой самоутверждения, великих  свершений, активно включался в  общественную жизнь, заново открывал для  себя мир природы, а также стремился к глубокому ее постижению.

       Важным  событием, определившим характер и  направленность философской мысли  того времени, стала научная революция. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.

       XVII открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

       Философское обоснование необходимости союза  между наукой и техникой было дано Фрэнсисом Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент.

       Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон  тем самым заложил основы эмпиризма  – одной из ведущих философских  традиций новоевропейской философии. 

       Жизнь и деятельность Фрэнсиса Бэкона

       Френсис Бэкон, сын Николаев Бэкона, одного из высших чиновников при дворе королевы Елизаветы, родился 22 января 1561 г. в  Лондоне. В 1573 г. он поступил в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через три года Ф. Бэкон в составе  английской миссии отправился в Париж, откуда в 1579 г. из-за смерти отца вынужден был возвратиться в Англию.

       Первым  поприщем самостоятельной деятельности Бэкона была юриспруденция. Он даже стал старейшиной юридической корпорации. Молодой юрист, однако, расценивал свои успехи в юридической области  как трамплин к политической карьере. В 1584 г. Бэкон впервые был избран в палату общин. Начав с хлестких оппозиционных выступлений, он затем  стал рьяным сторонником короны. Возвышение Бэкона как придворного политика наступило после смерти Елизаветы, при дворе Якова I Стюарта. Король осыпал Бэкона чинами, наградами, пожалованиями. С 1606 г. Бэкон занимал ряд достаточно высоких должностей (штатный королевский  адвокат, высший королевский юрисконсульт). Годы хлопотливой придворной службы, однако, позволили Бэкону, рано почувствовавшему вкус к философии, в частности философии науки, морали, права, написать и выпустить в свет сочинения, впоследствии прославившие его как выдающегося мыслителя, родоначальника философии нового времени. Еще в 1597 г. вышла из печати его первая работа — «Опыты и наставления», содержащая очерки, которые он затем дважды будет дорабатывать и переиздавать. К 1605 г. относится трактат «О значении и успехе знания, божественного и человеческого». 
Между тем в Англии наступает пора абсолютистского правления Якова I: в 1614 г. он распустил парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в преданных советниках, король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени искусного царедворца. В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г. — лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон — уже лорд, верховный канцлер и пэр Англии, барон Веруламский, с 1621 г. — виконт Сент-Албанский .

       Когда в 1621 г. королю все-таки пришлось созвать  парламент, то обида парламентариев, наконец, нашла свое выражение. Началось расследование коррупции должностных  лиц. Бэкон, представ перед судом, признал  свою вину - Пэры осудили Бэкона весьма сурово, вплоть до заключения в Тауэр, - однако король отменил решение.  
Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором все решали не интриги, а чистый познавательный интерес и глубокий ум — научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом в свет «Нового органона», задуманного как вторая часть труда «Великое восстановление наук». В 1623 г. выходит в свет обширное произведение «О достоинстве и приумножении наук» - первая часть «Великого восстановления наук». И, в жанре модной в XVII в. философской утопии,  Бэкон пишет «Новую Атлантиду». Среди других сочинений выдающегося английского мыслителя следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др. 1

       Его Борьба против авторитетов и метода "логических дистинкций", выдвижение нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинать с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил значительных результатов - ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать новое знание, не получил признания в экспериментальной науке.

       В марте 1626, решив проверить, в какой  степени холод замедляет процесс  гниения, он экспериментировал с  курицей, набив ее снегом, однако при  этом простудился. Умер Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Научная методология Фрэнсиса Бэкона 

       С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину «естественной» философии, основывающейся на опытном познании. 

       Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

       Старая  философия бесплодна и многословна – таков был вердикт Бэкона. Главным делом философа становятся критика традиционного познания и издание нового метода постижения природы вещей. Он упрекает мыслителей прошлого за то, что в их трудах не слышно голоса самой природы, созданной Творцом.

       Методы  и приемы науки должны отвечать подлинным  ее целям – обеспечению благополучия и достоинства человека. Обладание  истиной обнаруживает себя именно в  росте практического могущества человека. «Знание – сила» –  вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии, по мнению Бэкона.

       Философ выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого восстановления наук», которую изложил в трактатах «О достоинстве и приумножении наук», «Новом Органоне» и других работах по «естественной истории», рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

       Учение  Бэкона разрешает двуединую задачу – критически проясняет источники  заблуждения традиционной, не оправдавшей  себя мудрости и указывает на правильные методы овладения истиной.

       Поскольку знания, получаемые нами, не всегда истинны, то предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, очищение разума человека от заблуждений. Эти препятствия на пути познания он называет идолами и выделяет 4 их вида:

    1. Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека.

Если  в человеческом мире целевые (телеологические) отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? – то те же вопросы, обращенные к  природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено  только действию причин, и здесь  законен лишь вопрос: почему? Наш  ум следует очистить от того, что  проникает в него не из природы  вещей. Он должен быть открыт Природе  и только Природе. К идолам рода Бэкон  относит и стремление человеческого  ума к необоснованным обобщениям.

    1. Идолы пещеры – это предрассудки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.

Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны  отдавать предпочтение новому. Человек  скорее верит в истинность того, что предпочитает.

    1. Идолы площади (рынка) – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова – это только имена, знаки для общения людей между собой, они ничего не говорят о сути самих вещей. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
    2. Идолы театра (теорий) – это заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений.

Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепую веру, которая оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, – это, по его мнению, своего рода «философский театр».2

       Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий  опыту – таково исходное положение  «бэконовской философии». Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Поэтому главным шагом в реформе науки, по мнению философа, должно было стать совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.

       Опытно-индуктивный  метод Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы  на основе их наблюдения, анализа, сравнения  и дальнейшего проведения эксперимента. Только с помощью такого метода можно открывать новые истины. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем пользуются и ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».

       Хотя  проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенное в то время, он выдвигает  на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в  результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так  называемым инстанциям, по Бэкону, –  главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

       Начальным этапом индукции Бэкон называл сбор фактов и их систематизацию. Бэкон  выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Например, если кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, а во вторую – лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени.

Информация о работе Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки