Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:47, реферат

Описание

Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Фрэнсисом Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент.
Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
Жизнь и деятельность Ф.Бэкона……………………………………4-5
Научная методология Фрэнсиса Бэкона……………………………6-9

Главные идеи философии Бэкона..................................................10-11

Классификация системы наук и роль философии………………….12
"Антиципации природы" и "интерпретации природы"…………….13
Цель науки: открытие "форм"……………………………………….14
Проблема взаимодействия человека и природы………………...15-16
Учение о методе и его влияние на философию XVIIв……………..17
Социально-практические идеи Бэкона……………………………...18
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

9.Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки..docx

— 51.18 Кб (Скачать документ)

       Третье  требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных  телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует открывать форму природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения. Речь идет об открытии "закона и его разделов" (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие "формы"), причем такого закона, который мог бы служить "основанием как знанию, так и деятельности". 

       Четвертое требование - подготовить достаточную и хорошую Естественную и Опытную Историю, которая есть основа дела. Иными словами, мы должны тщательно суммировать, перечислить все то, что говорит природа разуму, "предоставленному себе, движимому самим собой". Но уже в ходе перечисления, предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться в выведение форм, в истинное истолкование природы.

       Социально-практические идеи Бэкона

         Когда говорят о Бэконе как политике, то печальный конец его карьеры как бы заслоняет значимость сделанного мыслителем на социально-политическом поприще и в социальной мысли. Между тем его «Новая Атлантида" и «Опыты и наставления» были вполне здравыми и важными для XVII в., а размах его социально-устроительной активности был поистине огромным. Это и в дальнейшем станет характерной чертой деятельности английских философов XVII-XVIII вв.

       Механические изобретения", заявлял Бэкон, "несравнимы ни с какими духовными факторами в их "влиянии на человеческие дела". Богатство также постепенно становится - в противовес аскетическому идеалу средневековья - вполне "позитивной" общественной и человеческой ценностью. Так, в отличие от бедных, отказавшихся от частной собственности обитателей Утопии, жители бэконовской Новой Атлантиды высоко ценят богатство, главным источником которого, по убеждению Бэкона, является неизмеримо возросший уровень техники и науки. Производственные и технические возможности идеального общества Бэконом неизмеримо расширены, но все-таки их изображение проистекает из безоговорочного одобрения технического развития существовавшего в эту эпоху социального организма.

       Позитивное  отношение к современному экономическому строю вообще весьма характерно для  взглядов Бэкона и ряда его современников: Бэкон выступает за увеличение колоний, давая подробные советы, касающиеся наиболее "справедливой" и безболезненной колонизации; непосредственный участник экономической политики Англии, он высоко отзывается о деятельности торговых и промышленных компаний; Бэкон дает немало рекомендаций относительно наиболее "предпочтительных", гуманных способов личного обогащения и т. д. Противоядие  против бедности, а значит, против массовых смут и беспорядков Бэкон усматривает не только в гибкой и тонкой политике (которая его, конечно, весьма привлекает), сколько в экономическом пресечении бедности и в увеличении общественного богатства. Конкретные способы, рекомендуемые Бэконом, - мудрое экономическое и налоговое регулирование, но в особенности "открытие торговых путей", "усовершенствование земледелия" и "поощрение мануфактур". Таковы основные идеи великого мыслителя Фрэнсиса Бэкона, лорда Веруламского. 

Заключение

        
            Таким образом, философия Фрэнсиса  Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

       Влияние учения Бэкона на современное ему  естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический  научный метод исследования явлений  природы, разработка концепции необходимости  ее изучения посредством опыта заложили основу новой науки – экспериментального естествознания, а также сыграли  свою положительную роль в достижениях естествознания XVI–XVII вв.

       Логический  метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. 
Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. 
Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX века.

       В конце своей жизни Бэкон написал  книгу-утопию «Новая Атлантида», в которой  изобразил идеальное государство, где все производительные силы общества преобразованы при помощи науки  и техники. Бэкон описывает удивительные научно-технические достижения, преображающие  жизнь человека: комнаты чудесного  исцеления болезней и поддержания  здоровья, лодки для плавания под  водой, различные зрительные приспособления, передача звуков на расстояния, способы  улучшения породы животных и многое другое. Некоторые из описываемых  технических новшеств осуществились  на практике, другие остались в области  фантазии, но все они свидетельствуют  о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума и возможность  познания природы с целью усовершенствования человеческой жизни.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Бэкон, Фрэнсис. Новая Атлантида; Опыты и наставления нравственные и политические / Фрэнсис Бэкон; пер. З. Е. Александровой; статьи и примеч. Ф. А. Коган-Бернштейн; Акад. наук СССР. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - 242 c. 
 
  1. Михаленко, Ю.П. Ф. Бэкон и его учение / Ю. П. Михаленко.- М.: Наука, 2006. - 263 c. 
 
  1. Семагин Ю. Е. Понимание науки философии Ф. Бэкона/Ю.Е. Семагин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2009. - N. 2. - С. 92-98 
 
  1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков/В.В. Соколов.- М.: Высшая школа, 2006, 194с.
 
  1. Субботин  А.Л. Фрэнсис Бэкон/ А.Л. Субботин.- М., 2007,97с.
 
 
 
 

 

        

        

Информация о работе Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки