Методы научного исследования тенденций развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, реферат

Описание

Термин «методология» (от лат. «logos» – наука, знание, метод-путь, направление познания) в буквальном смысле означает учение о методах познания. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Методы научного исследования тенденций развития………………........... 4
1.1 Философские методы научного исследования……………………………. 5
1.2 Общенаучные методы исследований……………………………………… 6
1.3 Частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования………
1.4 Развитие методов научного исследования…………………………............ 10
Заключение………………………………………………………………………. 12
Список использованных источников…………………………………………... 13

Работа состоит из  1 файл

Методолгоия научных исследований - Методы научного исследования тенденций.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

     Кафедра                                                       Бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности. 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 
 
 
 

     на  тему №14: Методы научного исследования тенденций

                 развития 

     по  дисциплине: Методология научных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент    
Проверил 
  Г.Г.Виногоров
 
 

     МИНСК 2008

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Методы  научного исследования тенденций развития………………........... 4
1.1 Философские  методы научного исследования……………………………. 5
1.2 Общенаучные  методы исследований……………………………………… 6
1.3 Частнонаучные,  дисциплинарные и междисциплинарные  методы исследования……………………………………………………………………..  
9
1.4 Развитие методов научного исследования…………………………............ 10
Заключение………………………………………………………………………. 12
Список  использованных источников…………………………………………... 13

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Термин  «методология» (от лат. «logos» – наука, знание, метод-путь, направление познания) в буквальном смысле означает учение о методах познания. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

     Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью  методов и средств, направленных на решение поставленных проблем  [1].

     Всякая  наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

     В своем процессуальном осуществлении  исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

     Современная наука имеет обширный и богатый  арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

     Выбор методов исследования и комбинаторное  их использование являются системным  представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

 

      1. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ 
 
 

     Многообразие  видов человеческой деятельности обусловливает  многообразный спектр методов, которые  могут быть классифицированы по самым  различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

     Что касается методов науки, то оснований  их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

     В современной философско-методологической литературе различают несколько  аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п.

     В современной науке достаточно успешно  работает многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения):

  • философские методы;
  • общенаучные методы;
  • частнонаучные методы;

     дисциплинарные методы;

  • методы междисциплинарного исследования.

     1.1 Философские методы научного  исследования 
 
 

     Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция  имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

     Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и переплетались  между собой в разных пропорциях. Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с  материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т.д.

     Философские методы - это не свод жестко фиксированных  регулятивов, а система мягких принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся  на самых высших (предельных) этажах абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

     Следует четко представлять себе, что философские  методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования.

     Но  это не означает, что философские  методы вовсе не нужны. Как свидетельствует  история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

     Все возрастающую роль в современном  научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует  не в виде жесткой и однозначной  совокупности норм, рецептов и приемов, а в качестве диалектической и  гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.

     Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.

     Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

     Диалектический  метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории развитие, противоречие, причинность и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все еще приходится слышать от ученых призывы к созданию прикладной философии - своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке [2]. 
 
 

     1.2 Общенаучные методы исследований 
 
 

     Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке, выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.

     Характерными  чертами общенаучных понятий  являются, во-первых, сплавленность  в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

     Если  философские категории воплощают  в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием философичности, диалектичности того или иного мыслительного формообразования является его необходимое участие в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

     На  основе общенаучных понятий и  концепций формулируются соответствующие  методы и принципы познания, которые  и обеспечивают связь и оптимальное  взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

     Важная  роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, в упор выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

     Рассмотрим  общенаучные методы познания, которые  наиболее часто применяются в  практике исследования.

     Наблюдение  – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о  внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

Информация о работе Методы научного исследования тенденций развития