Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, реферат
Термин «методология» (от лат. «logos» – наука, знание, метод-путь, направление познания) в буквальном смысле означает учение о методах познания. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Методы научного исследования тенденций развития………………........... 4
1.1 Философские методы научного исследования……………………………. 5
1.2 Общенаучные методы исследований……………………………………… 6
1.3 Частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования………
1.4 Развитие методов научного исследования…………………………............ 10
Заключение………………………………………………………………………. 12
Список использованных источников…………………………………………... 13
Метод сравнения позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Необходимо соблюдать следующие требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей действительности.
Эксперимент - это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Выделяют следующие стадии эксперимента:
Анализ (греч. «analysis» - разложение) - метод исследования, суть которого в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения) и каждая из частей исследуется отдельно, например, исследование себестоимости по составу затрат на ее формирование.
Синтез (греч. «synthesis» - соединение) - этот метод исследования позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.
При
изучении конкретного объекта
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков, например, классификация затрат, основных средств, материалов, счетов бухгалтерского учета и т.д.
Индукция (лат. «induction» - наведение) - это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.
Различают полную индукцию и неполную. Полная индукция - обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сделанное при этом умозаключение исчерпывающе рассматривает изучаемое явление.
Неполная индукция - обобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное при этом умозаключение позволяет составить лишь ориентировочное, предварительное мнение об изучаемом объекте. Это мнение может быть недостоверным
Дедукция (лат. «deductio» - выведение) - это такой метод познания, при котором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.
Несмотря на свою противоположность, индукция и дедукция в процессе научного познания всегда используются совместно, представляя разные стороны единого диалектического метода познания - от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, к проверке вывода и более глубокому обобщению - и так до бесконечности.
Аналогия (греч. «analodgia» - соответствие, сходство) - это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии - это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников научных гипотез. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке.
Метод аналогий является основой другого метода научного познания - моделирования.
Моделирование (лат. «modulus» - мера, образец) - это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта.
Моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями. К материальным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала.
При исследовании проблем бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита в качестве модели выступает абстрактная, логико-математическая схема того или иного экономического процесса.
Метод моделирования опирается на содержательное знание объекта исследования и предусматривает решение таких важных вопросов, как отношение модели и объекта исследования, степень сходства модели с оригиналом, правомерность перенесения полученной при изучении модели информации на объект.
Абстрагирование
- это мысленное отвлечение от тех или
иных сторон, свойств или связей объекта
познания. Научная абстракция представляет
собой отвлечение в процессе познания
от частных и несущественных сторон рассматриваемого
явления в целях сосредоточения на общих,
основных, существенных его чертах. Выделяя
существенное, научная абстракция способствует
углублению познания. Вмести с тем необходимо
знать границы абстракции, т.е. абстрагирование
в исследовании должно быть теоретически
обосновано [3].
1.3
Частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные
методы исследования
Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Таким
образом, методология не может быть
сведена к какому-то одному, даже
очень важному методу. Ученый никогда
не должен полагаться на какое-то единственное
учение, никогда не должен ограничивать
методы своего мышления одной-единственной
философией. Методология не есть также
простая сумма отдельных методов, их механическое
единство. Методология - сложная, динамичная,
целостная, субординированная система
способов, приемов, принципов разных уровней,
сферы действия, направленности, эвристических
возможностей, содержаний, структур и
т. д. [4].
1.4
Развитие методов научного исследования
Развитие научного познания приводит к появлению новых общенаучных методов. К их числу относятся системно-структурный анализ, математический анализ, алгоритмизация, герменевтика, гипотетический анализ и др. В познавательной деятельности все эти методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что позволяет обеспечивать объективность и истинность познавательного процесса. Их роль в процессе познания различна и определяется характером их функционирования.
Современная наука все чаще сталкивается с необходимостью изучения все более сложных объектов. Эти объекты представляют собой целые системы. Например, управление отраслью, информационным обеспечением. Сущность системного метода (анализа) заключается в том, что объект изучения как совокупность и как единая система подразделяется на части (элементы). Эти части (элементы) в свою очередь представляются как совокупность и дальше делятся на части до тех пор, пока не будет получен неделимый, с точки зрения первого принципа деления, элемент. Взаимосвязь частей (элементов) проявляется в образовании общности.
Решение вопроса о системном подходе в значительной степени предопределяется тем, что следует понимать под системой. Система (греч. «systema» - составленное из частей, соединение) - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Следовательно, система является совокупностью отношений частей или элементов, что позволяет проводить ее структурное исследование. Структура как понятие научного познания - устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы. Путем выявления в структуре различных аспектов осуществляется аналитический способ изучения объекта в процессе исследования. Знание структуры системы - это знание законов формирования элементов системы и отношений между ними.
Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, научного предположения, содержащего элементы новизны и оригинальности. Гипотеза составляет суть, методологическую основу, стержень теоретических исследований. Являясь руководящей идеей всякого исследования, она определяет направление и объем теоретических разработок.
Предвидение - метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение, поскольку им открываются законы. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем.
Основными формами предсказания являются прогнозирование, программирование, проектирование.
Прогноз, программа, план имеют единую основу - это формы предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего.
Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего. Прогноз всегда локально ограничен во времени и осуществим при определенных условиях.
Проект программы в отличие от прогноза всегда является проектом управленческого решения локальной проблемы, имеющим целевую направленность и опирающимся на систему сбалансированных мероприятий по его выполнению.
Герменевтика означает искусство толкования текстов, учений о принципах их интерпретации. Герменевтика (греч. «herraeneuo» - толкование, разъяснение, перевод) - метод, с помощью которого осуществляется толкование (интерпретация) изложенного материала. Поэтому для понимания изложенной человеческой мысли необходимо ее предварительно интерпретировать или истолковать, т.е. осуществить ее декодирование или расшифровку. Например, юридическая герменевтика, которая разрабатывает правила интерпретации правовых документов. При истолковании какой-либо нормы права исследование нужно начинать с дословного текста закона. В бухгалтерском учете основу интерпретации его принципов составляет истолкование закрепленных в законодательстве норм.
Герменевтика не допускает таких результатов толкования, которые не могут быть подтверждены правовыми критериями. Она является своего рода толкованием, систематически проверяющим соблюдение всех критериев.
Герменевтика является методом текстового анализа «ненаучных» текстов, однако нельзя полагать, что рассмотрение может приводить к произвольности толкования. При герменевтическом толковании норм бухгалтерского учета (как объекта исследования) следует учитывать, что дословный текст и буквальный смысл являются исходным пунктом интерпретации [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего исследования.
Информация о работе Методы научного исследования тенденций развития