Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:12, контрольная работа

Описание

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Работа состоит из  1 файл

Методы науч позн.docx

— 39.39 Кб (Скачать документ)

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ростовский государственный  университет путей сообщения»

 

 

Гуманитарный факультет

Социально-культурный сервис и туризм

 

Контрольная работа

По дисциплине:

Методы научного познания

 

 

Выполнила:                                                                                       Рудь М.С

ст. гр. ГЗТ-4 -019

Проверил:                                                                                                                                                                                                                      д.филос.н., профессор                                                                                     Тахтамышев В.Г. 

 

 

Ростов-на-Дону 2012 год

 

Введение

Современная наука развивается  очень быстрыми темпами, в настоящее  время объем научных знаний удваивается  каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие- то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого  познания - наука в наши дни становиться  все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела  столь присущую ей развитую систему  методов, принципов и императивов  познания. Именно правильно выбранный  метод наряду с талантом ученого  помогает ему познавать глубинную  связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе с тем все  эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые  они, как правило, содержат в различных  сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познание, его структура и принципы

Познание есть процесс  формирования знаний. Уже древнегреческие  философы обнаружили противоречия в  этом процессе. Эти противоречия Зенон  выразил в своих апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стадион». По мнению древних греков, эти противоречия связаны с двояким  происхождением знаний. Один источник знаний — чувства и ощущения. Другой источник — разум.

Отсюда они сделали  вывод, что знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект  познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью  чувств или разума.

Если знание субъекта не «похоже» на объект, то возникает первый вопрос: может ли субъект получить достоверные знания об объекте?

Те, кто считал, что такое  знание невозможно, получили в дальнейшем  название агностиков. Агностицизм — это учение, либо отрицающее возможность получения достоверного знания, либо ограничивающее эту возможность.

Второй вопрос заключается  в следующем: что же является источником достоверного знания — чувства или  разум? Те, кто считал, что таким  источником являются чувства, получили название сенсуалистов, те, кто разум — рационалистов. Мы можем назвать Парменида и Зенона первыми рационалистами, так как они считали, что чувства дают ненадежные знания (или мнения), а разум — надежные знания (или истину). Фактически рационалистами были и атомисты (Левкип,  Демокрит). Хотя они и признавали, что образы вещей проникают в наши чувства, эти знания они считали мнением, а истиной считали знания о том, что все в мире — это атомы и пустота.

Также и Платон считал истинными  идеи, к которым можно приблизиться с помощью разума. С помощью  же чувств человек познает лишь тени идей. Дуализм Декарта, утверждавшего, что нет ничего общего между двумя  субстанциями — протяженной и  мысленной, приводит к выводу о том, что они не могут действовать  друг на друга, а значит, материальный мир не причина наших представлений  о нем. Поэтому среди сенсуалистов появилось два направления. Одно — материалистическое (те, кто считал, что источник ощущений — внешний материальный мир (Локк), другое субъективно-идеалистическое (те, кто считал источником знаний собственные ощущения, не связанные с материей (Беркли). Таким образом, в философии формировалось представление о процессе познания как формирования субъектом знаний об объекте, которое может осуществиться с помощью чувства и разума.

Следующая важнейшая проблема в познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?»)

В истории философии были разные ответы на эти вопросы.

В древности крайние точки  зрения следующие:

а) Материалисты древности  понимали истину как соответствие наших  знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени. 
б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон). 
в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек — мера всех вещей».

Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и  истину стали понимать как изменяющееся знание.

  • Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.
  • Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).
  • Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость.
  • Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное переживание, как интуицию.
  • Неопозитивизм считает, что истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом.
  • Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.
  • Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина — это знания, приводящие к успеху.

Спорным является вопрос о  наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины.

Если истина существует и  наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения.  Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.

Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.

Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.

Истина и объективна, и  субъективна, она должна приводить  к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она  логически непротиворечива и  в какой-то мере и условна, так  как носит относительный и  субъективный характер.

Большинство согласно с тем, что научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает  огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В  чем ее отличие от таких видов  знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это  вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Мы видим, что эта проблема является одной из главных в позитивизме. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика научного познания

Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование  абстрактных понятий, так как  сама наука использует и наглядные  образы.

Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических  знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью  следующих приемов:

  1. Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)
  2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.
  3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.

Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые  являются обобщениями опыта, выявляющими  повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями.

Первоначально на базе классификации  эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.

Законы позволяют  объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру.

Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):

·  редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;

·  эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений;

·  рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.

Эти принципы делают науку  в отличие от религии:

а) наднациональной, космополитичной; 
б) она стремится стать единственной; 
в) научные знания надличностны; 
г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д.

В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого  материала.

Эмпирический уровень  — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных  данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления.

К эмпирическим методам относятся:

·  наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично;

·  измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта;

·  моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно.

К теоретическим методам  научного познания относятся:

·  индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.);

·  дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному).

Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания.

Исторический метод —  это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического  процесса для раскрытия его логики.

Информация о работе Методы научного познания