Методы теоретического познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:49, реферат

Описание

Оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков

Содержание

Введение 4
1 Научное познание и его структура 6
2 Понятие метода 8
3 Общелогические приемы познания 9
4 Методы научного познания 10
5 Методы теоретического познания 15
6 Теоретические методы научного исследования в вычичлительной технике 20
Заключение 24
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Рефрерат (2).doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки РФ

        Государственное образовательное учреждение высшего 

        профессионального образования

      Воронежский государственный технический университет

Кафедра философии

 
 
РЕФЕРАТ

по курсу: История и философия науки 

ПО ТЕМЕ: «Методы теоретического познания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: аспирант кафедры АВС

              Белянин Алексей Михайлович

              Специальность 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей»

              Научный руководитель: д.т.н., проф.

              Подвальный  Семен Леонидович 
               
               
               
               
               
               

Воронеж 2011

 

Замечание руководителя 
Содержание
 
 

 

Введение 
 

      Научное знание и сам процесс его получения  характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.

      Оснований для выделения эмпирического  и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков [1].

      По  гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом — основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

    Различие  между эмпирическим и теоретическим  этапами познания проявляется также  в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности.

    Следует, однако, иметь в виду, что при  всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.

    В рамках данной работы будут рассмотрены  основные методы теоретического уровня научного познания, а также применение этих метод в области вычислительной техники.

 

      

1 Научное познание и его структура 

      Человечество  всегда стремилось к приобретению новых  знаний. В наше время развитие цивилизации  требует компетентности и доброй воли людей.

      Развитие  человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология  – это раздел философии, в котором  изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании») [2].

      Познание  и знание различаются как процесс  и результат. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

      Термин  же «знание» употребляют в трех смыслах:

  • способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
  • любая познавательно значимая информация;
  • особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. (Второй и третий пункты являются предметом рассмотрения гносеологии.

      Процесс познания весьма многогранен, как многогранна  и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Поэтому выделяют обыденное и научное познание. Обыденные знания не являются результатом профессиональной деятельности и присущи в той или иной  мере любому индивиду. Научные знания являются результатом специализированной профессиональной деятельности, называемой научным познанием. Теорию научного познания называют эпистомологией.

      Научное познание как профессиональный вид  общественной деятельности осуществляется по определенным научным каналам, принимаемым научным обществом. Структура научного познания включает в себя:

    • объект познания,
    • субъект познания,
    • знание как результат и метод исследования.

      Суть  знания раскрыта выше.

      Субъект познания – это тот, кто его  реализует, т.е творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно (сообщество) в свою очередь, исторически развивается  и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

      Объект  познания -  это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Т.е объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья и т.д.   Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть  как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности человека: художественные особенности  литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д.

      Объект  познания всегда объективен в отличие  от собственных представлений о нем исследователя. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», под которым подразумевают определенный срез или аспект объекта познания. 

 

2 Понятие метода 

      Метод (греч. Metohodos – буквально «путь к чему-либо») -    в самом общем значении  -  способ движения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод -  это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.

      Методология науки исследует структуру  и  развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации  знания в практике. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении  изучаемого предмета. Сознательное применение  научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.

        В современной науке вполне  успешно работает многоуровневая  концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

      1. Философские методы. Сюда относятся  диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.

      2. Общенаучные (общелогические)  подходы  и методы исследования.

      3. Частно-научные методы.

      4. Дисциплинарные методы.

      5. Методы междисциплинарного исследования.

      Диалектика  – метод исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3 Общелогические приемы познания 

      В науке широко используются так называемые общенаучные, или общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют:

      1. Анализ и синтез. Анализ – это  реальное или мысленное разделение  объекта на составные части.  Синтез – объединение составных частей в единое целое.

      2. Абстрагирование -  процесс отвлечения  от ряда свойств и тоношений изучаемого явления с одноименным выделением интересующих исследователя свойств.

      3. Идеализация – мыслительная процедура,  связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ»,  «абсолютно черное тело» и т.п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

      4. Индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов)  к общему (их обобщениям и выводам). Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

      5. Аналогия (соответствие, сходство) –  установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -     умозаключение по аналогии. Общая схема метода аналогии такова: объект «В» обладает признаками a,b,c,d; объект «С» обладает признаками b,c,d; следовательно, объект «С», возможно, обладает признакам а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

          6. Моделирование – метод исследования  определенных объектов путем  воспроизведения их характеристик  на другом объекте – одели,  которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом исследования должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой знакового моделирования является  математическое (компьютерное) моделирование.

           Некоторые авторы к общелогическим  методам исследования относят еще классификацию и системный подход. 

 

4 методы научного познания 

      В недалеком прошлом считалось, что  познание имеет две ступени:

  • чувственное отражение действительности,
  • рациональное (разумное) отражение действительности.

      Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.

      Эмпирическое  познание, или чувственное, или живое  созерцание – это сам процесс  познания, включающий в себя три  взаимосвязанные формы:

  • ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств   предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
  • восприятие -  целостный  образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;
  • представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего  на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

      Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно   нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

      Ощущения  по органу чувств, через который  они получены, делятся  на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Информация о работе Методы теоретического познания