Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:49, реферат
Оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков
Введение 4
1 Научное познание и его структура 6
2 Понятие метода 8
3 Общелогические приемы познания 9
4 Методы научного познания 10
5 Методы теоретического познания 15
6 Теоретические методы научного исследования в вычичлительной технике 20
Заключение 24
Список литературы 27
а)
отбор базовых понятий-
б) классификация базовых понятий с формированием абстрактных понятий – имен классов: типов объектов, их характеристик, ситуаций c их участием. Например: понятия - типы объекта: автомобиль, узел автомобиля; понятия - типы атрибутов объекта: год выпуска, пробег, производитель; понятия - типы характеристик объекта: внешний вид, комфорт, ходовые качества, надежность, безопасность; понятия - типы ситуаций (включая роли участников): поломка (автомобиль, узел, причина), техническое обслуживание (автомобиль, место, причина, стоимость, время ожидания),
в)
определение возможных
2.
Формирование фактического
а) расширяется словарь понятий за счет наращивания онтологии "в глубину", если онтология предполагает родо-видовые связи (общее-> частное, часть-> целое) между понятиями одного класса, например: узел автомобиля-> двигатель-> система зажигания-> траблер-> бегунок, ходовые качества-> управляемость-> склонность к сносу передней оси;
б)
для каждого понятия
3. Формирование лингвистической составляющей:
а)
фиксируются синонимичные обозначения
каждого понятия или значения(
б) описываются способы выражения отношений из онтологии в языке – типовые лексико-грамматические конструкции, для чего используется соответствующий лингвистическому анализатору формализм, например. Так, отношение объект-> {характеризуется}-> характеристка может выражаться в тексте из Интернета такими конструкциями: слабый двигатель, мотор – слабак, малая мощность двигателя, движок имеет небольшую мощность, движок еле тянет, автомобиль с трудом разгоняется, тачка не прет, и многими другими.
Автоматизация
онтологического инжиниринга
В вычислительной технике гипотетико-дедуктивный метод нашёл своё применение. Напрмер, в следующих алгоритмах автоматизации формирования онтологии:
Как видно, достоинством синтаксического способа является высокая точность выявления связей. Достоинством ассоциативно-статистического способа является его универсальность, которая заключается в отсутствии необходимости априорных предположений о структуре возможных синтаксических связей между терминами, и устойчивость к стилю текста, позволяющая выявить ассоциативные связи даже на грамматически некорректном тексте или тексте особого стиля, к каковым часто относятся сообщения из Интернета.
Недостатком
гипотетико-дедуктивный метод
Рассмотрим ещё один пример. Разработка любого программного комплекса проходит через следующие этапы:
Таким
образом, теоретические методы научного
исследования нашли широкое применение
в области вычислительной техники.
Заключение
В данной работе рассмотрены основные методы теоретического научного познания, приведена их философская характеристика. Подробно рассмотрены методы теоретического исследования в области вычислительной техники.
Каждый метод научного познания имеет свои достоинства и недостатки. Необходимо применять именно нужный для данной задачи метод.
Следует, однако, иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.
Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.
Вообще установлено, что степень подтверждения фактами какой-то гипотезы не является решающей в процессе научного познания. Ф. Франк писал: "Наука похожа на детективный рассказ. Все факты подтверждают определенную гипотезу, но правильной оказывается в конце концов совершенно другая гипотеза". К. Поппер отметил: "Легко получить подтверждения, или верификации, почти для каждой теории, если мы ищем подтверждений".
Поскольку не существует никакой логики научного открытия, никаких методов, гарантирующих получение истинного научного знания, постольку научные утверждения представляют собой гипотезы (от греч. "предположение"), т.е. являются научными допущениями или предположениями, истинностное значение которых неопределенно.
Это положение составляет основу гипотетико-дедуктивной модели научного познания, разработанной в первой половине XX века. В соответствии с этой моделью, ученый выдвигает гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными.
К. Поппер обратил внимание на то, что при сопоставлении гипотез с эмпирическими данными процедуры подтверждения и опровержения имеют совершенно различный познавательный статус. Например, никакое количество наблюдаемых белых лебедей не является достаточным основанием для установления истинности утверждения "все лебеди белые". Но достаточно увидеть одного черного лебедя, чтобы признать это утверждение ложным. Эта асимметрия, как показывает Поппер, имеет решающее значение для понимания процесса научного познания.
К. Поппер развил представления о том, что неопровержимость теории представляет собой не ее достоинство, как часто думают, а ее порок. Он писал: "Теория не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной". Опровержимость, фальсифицируемость выступает как критерий научности теории.
К. Поппер писал: "Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, т.е. опровергнуть. Проверяемость есть фальсифицируемость... Подтверждающее свидетельство не должно приниматься в расчет за исключением тех случаев, когда оно является результатом подлинной проверки теории. Это означает, что его следует понимать как результат серьезной, но безуспешной попытки фальсифицировать теорию".
В модели научного познания, разработанной К. Поппером, все знание оказывается гипотетичным. Истина оказывается недостижимой не только на уровне теории, но даже и в эмпирическом знании из-за его теоретической нагруженности.
К. Поппер писал: "Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или "данного" основания. Если же мы перестаем забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся просто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере некоторое время, выдержать тяжесть нашей структуры".
Карл Поппер остался последовательным сторонником эмпиризма. И признание теории, и отказ от нее в его модели полностью определяются опытом. Он писал: "До тех пор пока теория выдерживает самые строгие проверки, какие мы можем предложить, она признается; если она их не выдерживает, она отвергается. Однако теория ни в коем смысле не выводится из эмпирических свидетельств. Не существует ни психологической, ни логической индукции. Из эмпирических свидетельств может быть выведена только ложность теории, и этот вывод является чисто дедуктивным".
Многие научные теории встречались с противоречиями и трудностями в объяснении явлений. Например, Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность Солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различными возмущениями (эту проблему удалось решить Лапласу только в начале XIX века). Дарвин не мог объяснить так называемого "кошмара Дженкина". В геометрии Евклида на протяжении двух тысяч лет не удавалось решить проблему пятого постулата.
Такие трудности обычны в науке и не приводят к отказу ученых от теории, потому что вне теории ученый не в состоянии работать.
Ученый всегда может защитить теорию от несоответствия эмпирическим данным с помощью каких-либо ухищрений и гипотез. Это объясняет, почему всегда существуют альтернативные теории, исследовательские программы.
Главным источником развития науки является не взаимодействие теории и эмпирических данных, а конкуренция теорий, исследовательских программ в деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений, предсказания новых фактов.
Лакатос
отметил, что можно "рационально
придерживаться регрессирующей программы
до тех пор, пока ее не обгонит конкурирующая
программа и даже после этого". Всегда
существует надежда на временность неудач.
Однако представители регрессирующих
теорий, программ неминуемо будут сталкиваться
со все возрастающими социальными, психологическими
и экономическими проблемами.
Список литературы