Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:41, доклад
Сущность и формы междисциплинарного подхода в современной науке
Прежде всего отметим, что междисциплинарный подход в научном познании вовсе не сводится к тому, чтобы совместно рассматривали проблемы из разных областей науки. Конечно, совместное рассмотрение проблем, принадлежащих разным, иногда отстоящих далеко друг от друга наукам, характеризирующимся порой весьма разными формами и средствами исследования и предъявляющим весьма разные требования к ученому, обязательно имеет место в междисциплинарных исследованиях, причем как раз оно составляет первый элемент их характеристики.
Итак, междисциплинарный подход в современной науке, понимаемый в самым широком смысле, охватывает разные формы, в первую очередь такие, связанные с проведением интерканонических (пограничных) и комплексных (разного порядка и рода) исследований и более того, с формированием соответствующего типа научных теорий и научных областей. Все они имеют специфические объективные основания, а тем самым и специфическое значение для развития научного познания.
Притом, эти формы не являются равноправными - между ними имеют место определенные отношения субординаций. Во-первых, междисциплинарные исследования некоторого типа в чистом виде обычно оказывается предварительным стадием применения междисциплинарного подхода, подготовляющим почву для более высокого стадия его применения, связанного с формированием и дальнейшим развитием соответствующего типа научной теории или даже научной области.
Во-вторых, проведение исследований и формирование научных теорий и даже научных областей на стыке двух или более канонических наук в узком смысле слова, которых мы назвали выше интерканоническими или пограничными являются существенно более элементарной формой реализации междисциплинарного подхода, чем проведения комплексных исследований и формирования комплексных теорий и наук, (опять можно сказать на стыке разных наук, но уже в расширенном смысле этого слова) - первая форма междисциплинарного подхода по существу направлена к детализации канонической классификации наук, связанной с пополнением пробелов в ней на стыке (в узком смысле слова) разных наук, подобно тому как введение иррациональных чисел по Дедекинду представляет собой "пополнение пробелов" в множестве рациональных чисел, тогда как комплексный подход как форма междисциплинарного по существу выводит за рамки канонической классификации наук и направлен на формированию существенно новый синтез научных проблем, порождающий новую, своеобразную классификацию комплексных наук.
В-третьих,
формирование комплексных наук с замыканием
является более полным проведением междисциплинарного
подхода, чем формирования соответствующего
типа комплексной науки первого порядка.
Вместе с тем следует отметить, что между
указанными выше формами междисциплинарного
подхода имеется взаимодействие, порождающее
генетическую связь между ними в ходе
развития современной науки и дающее основание
говорить о междисциплинарном подходе
в целом.
Из сказанного выше следует, что междисциплинарный
подход, представляющий собой высшую форму
интегративной тенденции в науке, связан
внутренним образом и с реализацией противоположной
тенденции, направленной к своеобразной
дифференциации наук - возникновение комплексных
наук, объединяющих проблем из разных
канонических наук, создает новый тип
границ в пространстве научных проблем.
В силу последнего, применение междисциплинарного
подхода требует нового типа специализации,
являющегося необходимым условием для
профессионализма (опять нового типа)
в наук: если знания в самых разных областях
науки у дилетанта беспорядочны, представляют
собой некий хаос, то у ученого, применяющего
междисциплинарного подхода они, наоборот,
упорядочены, организованы, в соответствии
с связями структурного характера в самой
действительности.
В заключении изложения этого фрагмента
нашей концепции о сущности и формах междисциплинарного
подхода в современной науке, мы выражаем
надежду, что для читателя этих строк видно,
что он представляет собой не только его
описания, но также содержит в себе, хотя
и неявным образом, определенные методологические
предписания касательно его проведения
в научных исследованиях.
1.
Интенсивное применение
Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще изменения этих картин протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем "парадигмальной прививки" идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.
Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира.
В
междисциплинарных
Объектами
современных междисциплинарных
исследований все чаще становятся уникальные
системы, характеризующиеся
открытостью и саморазвитием. Такого
типа объекты постепенно начинают определять
и характер предметных областей основных
фундаментальных наук, детерминируя облик
современной, постнеклассической науки.
Известно, что система – это набор взаимодействующих частей, функционирующих как целое, отличимых от окружающей среды распознаваемыми границами. Существует большое разнообразие систем: от тех, в которых все взаимодействия частей фиксированы (например, техническая система – двигатель), до тех, в которых взаимодействия частей ничем не ограничены (например, газ). С точки зрения нашего исследования, наиболее интересны те системы, которые лежат где-то между этими
крайними случаями и допускают как фиксированные, так и изменяющиеся взаимодействия компонентов (например, системы объединяющие группы организационных и технических систем – сложные системы). Им свойственны следующие признаки [3]:
• наличие общей цели функционирования;
• большое количество элементов, составляющих систему и большое количество параметров, характеризующих её функционирование;
• сложность поведения системы ввиду большого числа взаимосвязей между её составляющими;
• наличие внешних неконтролируемых воздействий.
Функция такой системы зависит от природы и расположения её частей и обычно меняется, если части добавляются, удаляются, изменяются или переставляются, а свойства по своему существу не могут быть обнаружены у составляющих систему частей и существуют только на более высоком уровне описания [1].
Общая идея состоит
в том, что систему можно
Процесс функционирования сложной системы, который представляется как совокупность действий ее элементов, подчиненных единой глобальной цели (миссии), в контексте данной статьи рассматривается в виде совокупности проектов.
Эта идея позволяет
расширить и конкретизировать понятийный
аппарат, обслуживающий проблематику
системной организации и
Проектно-ориентированный
подход, в таком рассмотрении,
является средством проблемно-
Информация о работе Междисциплинарные и орриентированные исследования