Междисциплинарные и орриентированные исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:41, доклад

Описание

Сущность и формы междисциплинарного подхода в современной науке
Прежде всего отметим, что междисциплинарный подход в научном познании вовсе не сводится к тому, чтобы совместно рассматривали проблемы из разных областей науки. Конечно, совместное рассмотрение проблем, принадлежащих разным, иногда отстоящих далеко друг от друга наукам, характеризирующимся порой весьма разными формами и средствами исследования и предъявляющим весьма разные требования к ученому, обязательно имеет место в междисциплинарных исследованиях, причем как раз оно составляет первый элемент их характеристики.

Работа состоит из  1 файл

междис и ориентир исслед.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Итак, междисциплинарный подход в современной науке, понимаемый в самым широком смысле, охватывает разные формы, в первую очередь такие, связанные с проведением интерканонических (пограничных) и комплексных (разного порядка и рода) исследований и более того, с формированием соответствующего типа научных теорий и научных областей. Все они имеют специфические объективные основания, а тем самым и специфическое значение для развития научного познания. 

Притом, эти формы не являются равноправными - между ними имеют место определенные отношения субординаций. Во-первых, междисциплинарные исследования некоторого типа в чистом виде обычно оказывается предварительным стадием применения междисциплинарного подхода, подготовляющим почву для более высокого стадия его применения, связанного с формированием и дальнейшим развитием соответствующего типа научной теории или даже научной области.

Во-вторых, проведение исследований и формирование научных теорий и даже научных областей на стыке двух или более канонических наук в узком смысле слова, которых мы назвали выше интерканоническими или пограничными являются существенно более элементарной формой реализации междисциплинарного подхода, чем проведения комплексных исследований и формирования комплексных теорий и наук, (опять можно сказать на стыке разных наук, но уже в расширенном смысле этого слова) - первая форма междисциплинарного подхода по существу направлена к детализации канонической классификации наук, связанной с пополнением пробелов в ней на стыке (в узком смысле слова) разных наук, подобно тому как введение иррациональных чисел по Дедекинду представляет собой "пополнение пробелов" в множестве рациональных чисел, тогда как комплексный подход как форма междисциплинарного по существу выводит за рамки канонической классификации наук и направлен на формированию существенно новый синтез научных проблем, порождающий новую, своеобразную классификацию комплексных наук.

В-третьих, формирование комплексных наук с замыканием является более полным проведением междисциплинарного подхода, чем формирования соответствующего типа комплексной науки первого порядка. Вместе с тем следует отметить, что между указанными выше формами междисциплинарного подхода имеется взаимодействие, порождающее генетическую связь между ними в ходе развития современной науки и дающее основание говорить о междисциплинарном подходе в целом.  
Из сказанного выше следует, что междисциплинарный подход, представляющий собой высшую форму интегративной тенденции в науке, связан внутренним образом и с реализацией противоположной тенденции, направленной к своеобразной дифференциации наук - возникновение комплексных наук, объединяющих проблем из разных канонических наук, создает новый тип границ в пространстве научных проблем. В силу последнего, применение междисциплинарного подхода требует нового типа специализации, являющегося необходимым условием для профессионализма (опять нового типа) в наук: если знания в самых разных областях науки у дилетанта беспорядочны, представляют собой некий хаос, то у ученого, применяющего междисциплинарного подхода они, наоборот, упорядочены, организованы, в соответствии с связями структурного характера в самой действительности.  
В заключении изложения этого фрагмента нашей концепции о сущности и формах междисциплинарного подхода в современной науке, мы выражаем надежду, что для читателя этих строк видно, что он представляет собой не только его описания, но также содержит в себе, хотя и неявным образом, определенные методологические предписания касательно его проведения в научных исследованиях.
 

      1. Интенсивное применение научных  знаний практически во всех  сферах социальной жизни, изменение  самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.

      Реализация  комплексных программ порождает  особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще изменения этих картин протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем "парадигмальной прививки" идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.

      Они становятся взаимозависимыми и предстают  в качестве фрагментов целостной  общенаучной картины мира.

      В междисциплинарных исследованиях  наука, как правило, сталкивается с  такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.

      Объектами современных междисциплинарных  исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки. 

Известно,  что  система –  это набор взаимодействующих  частей, функционирующих как целое,  отличимых от окружающей среды распознаваемыми границами.  Существует большое разнообразие систем:  от тех,  в которых все взаимодействия частей фиксированы  (например,  техническая система – двигатель), до тех, в которых взаимодействия частей ничем не ограничены  (например, газ). С точки зрения нашего исследования, наиболее интересны те системы, которые лежат где-то между этими

крайними случаями и допускают как фиксированные, так и изменяющиеся взаимодействия компонентов  (например,  системы объединяющие группы организационных и технических систем – сложные системы). Им свойственны следующие признаки [3]:

• наличие общей  цели функционирования;

• большое количество элементов,  составляющих систему  и большое количество параметров, характеризующих её функционирование;

• сложность  поведения системы ввиду большого числа взаимосвязей между её составляющими;

• наличие внешних  неконтролируемых воздействий.

Функция такой  системы зависит от природы и  расположения её частей и обычно меняется, если части добавляются, удаляются, изменяются  или переставляются, а  свойства  по своему существу  не могут быть обнаружены у составляющих систему частей и существуют только на более высоком уровне описания [1]. 

Общая идея состоит  в том, что систему можно рассматривать  как организационный механизм –  целостной,  целесообразной организации  процессов.  Эти процессы формируются в результате хаотичного хода внешних событий. Оказывая на них воздействие, система формирует процесс достижения цели. Ее работа как организационного механизма заключается в синтезе процесса достижения цели из фрагментов разнородных процессов, составляющих внешние события.

Процесс функционирования сложной системы,  который    представляется как совокупность действий ее элементов, подчиненных единой глобальной цели  (миссии),  в контексте  данной статьи рассматривается в  виде совокупности проектов. 

Эта идея позволяет  расширить и конкретизировать понятийный аппарат, обслуживающий проблематику системной организации и управления.  Следует отметить,  что основной линией исследования,  является формирование основных принципов методологии проектно-ориентированного управления функционированием сложных систем.

Проектно-ориентированный  подход,  в таком рассмотрении,  является средством проблемно-ориентированной  интерпретации закономерностей  построения  (в первую очередь  структуры целей и структуры действий)  систем и управления ими.  Достигнутый в современной теории проектно-ориентированного управления уровень подробности теоретического описания может быть использован в инженерной практике. Он позволяет с достаточной степенью конкретности и определенности использовать методы проектно-ориентированного подхода на различных этапах  функционирования разнообразных технических объектов [2].

Информация о работе Междисциплинарные и орриентированные исследования