Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 07:33, реферат

Описание

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Работа состоит из  1 файл

Межличностные отношения..docx

— 35.06 Кб (Скачать документ)

                                               Вступление.

  Человек – социальное существо, его жизнь  и развитие невозможны без общения  и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как  они влияют друг на друга и как  относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

  Для структурирования многочисленных результатов  исследований по  межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

  В содержательном плане рассматриваются  три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

  Эффективность восприятия связана с социально-психологической  наблюдательностью – свойством  личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания  особенности.

  Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта  общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению  с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные  отношения людей. С возрастом  легче дифференцируются эмоциональные  состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального  образа жизни. Успешнее определяют различные  психические состояния и межличностные  отношения те люди, которые имеют  более высокий уровень социального  интеллекта.

  Объектом  познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально  физический облик, к которому  относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические  характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.

  Социальный  облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

  Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются : механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.

  Для восприятия человека и его понимания  субъект неосознанно выбирает различные  механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта  познания людей вообще с восприятием  данного человека. Механизм идентификации  в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов  межличностного познания.

  В ходе межличностного познания субъект  учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам  информацию, свидетельствующую об изменении  состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет  для субъекта осведомительную и  корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

  К условиям восприятия человека человеком  относятся ситуации, время и место  общения. Сокращение времени при  восприятии объекта снижает возможность  воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Функции и структура общения.

  Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества; в общении реализуются  социальные отношения людей.

  В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны: коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией  между людьми; интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать  действия, распределить функции или  повлиять на  настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

  В процедуре общения выделяют следующие  этапы :

  1. Потребность в общении (необходимо  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и  т.п.) – побуждает человека вступить  в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения,  в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего  сообщения – человек представляет  себе (обычно бессознательно), что  именно скажет.

  5. Бессознательно (иногда сознательно)  человек выбирает конкретные  средства, фразы, которыми будет  пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

  6. Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль  эффективности общения на основе  установления обратной связи.

  7. Корректировка направления, стиля,  методов общения.

  Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

  Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

  Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной  коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается  как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной  коммуникации в определенном круге  ситуаций межличностного взаимодействия.

                                
 
 

                            Психология взаимодействия людей.

  В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.

  Взаимодействие  – это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может  быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком  для достижения определенных целей  – решения практических задач  или реализации ценностей.

  Социальная  жизнь возникает и развивается  ввиду наличия зависимостей между  людьми, что создает предпосылки  взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так  как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией  на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  - субъекты связи (два человека  или тысячи людей);

  - предмет связи (по поводу чего  осуществляется связь);

  - механизм регулирования взаимоотношений.

  Прекращение связи может происходить при  изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи  с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Межличностные отношения.

  Пожизненная зависимость людей друг от друга  помещает проблему человеческих взаимоотношений  в самую сердцевину существования  человека. Люди имеют сильнейшую потребность  в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

  Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными  причинами, способствует выживанию  человека:

  - наши предки были связаны круговой  порукой, обеспечивавшей групповое  выживание (и на охоте, и  при возведении жилищ десять  рук лучше одной);

  - социальная связанность детей  и воспитывающих их взрослых  обоюдно повышает их жизнеспособность;

  - найдя родственную душу – человека, который поддерживает нас и  которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

  - потеряв родственную душу, взрослые  чувствуют ревность, одиночество,  отчаяние, боль, гнев, замкнутость в  себе, обездоленность.

  Человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

  Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные  формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

  Ритуальное  взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения  и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная  форма взаимодействия, придуманная  людьми для удовлетворения потребности  в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более  всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

  Ритуальные  действия важны для осуществления  преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через  символы. Ритуальное взаимодействие –  это и своеобразный праздник, оказывающий  глубокое эмоциональное воздействие  на людей, и мощное средство поддержания  стабильности, прочности, преемственности  социальных связей, механизм сплочения  людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться  на подсознательном уровне людей, обеспечивая  глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

  Ритуал  – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

Информация о работе Межличностные отношения