Мировоззрение и его исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:10, реферат

Описание

Понятие "философия" тесно сопряжено с понятием мировоззрения. Мировоззрение предполагает собой основу всякой философской системы. Общее, что присуще философии на протяжении ее двух с половиной тысячелетнего развития, является то, что любая философия представляет собой систему определенных взглядов на мир изнутри человеческой культуры, попытка осмысления как внешней по отношению к человеку действительности, так и внутреннего мира самого познающего субъекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….2
1.Мировоззрение и его исторические типы. 1.1. Мифологическое мировоззрение. Особенности и характерные черты.. 3-5 1.2.Религиозное мировоззрение. Особенности и характерные черты…........6-7 1.3.Философское мировоззрение. Особенности и характерные черты...…....8-9
Заключение……………………………………………...................................10-11
Список использованной литературы…………………………….......................12

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 30.79 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…….2

1.Мировоззрение и его исторические типы.                                                                      1.1. Мифологическое мировоззрение. Особенности и характерные черты.. 3-5                                                                             1.2.Религиозное мировоззрение. Особенности и характерные черты…........6-7                                                                                 1.3.Философское мировоззрение. Особенности и характерные черты...…....8-9

Заключение……………………………………………...................................10-11

Список использованной литературы…………………………….......................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Понятие "философия" тесно  сопряжено с понятием мировоззрения. Мировоззрение предполагает собой  основу всякой философской системы. Общее, что присуще философии  на протяжении ее двух с половиной  тысячелетнего развития, является то, что любая философия представляет собой систему определенных взглядов на мир изнутри человеческой культуры, попытка осмысления как внешней  по отношению к человеку действительности, так и внутреннего мира самого познающего субъекта.

Без наличия мировоззрения  вряд ли возможно представить себе существование человеческого общества. Сам по себе феномен мировоззрения (буквально: воззрение на мир) уходит своими корнями в глубокую древность, с того момента, когда человек  попытался объяснить мир.

Мировоззрение всегда выступало  смысловой основой человеческой жизни, всегда связывалось с культурой  человека и социальным действием, поэтому  тема мировоззрения и его исторических форм является важным для изучения философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мировоззрение и его исторические типы.                                             1.1.Мифологическое мировоззрение. Особенности и характерные черты.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно  относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических  доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном  переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием  большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей  роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф  объясняет «все», так как для  него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для  современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы как  происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной  общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую  рассказывают, а реальность, которой  живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а  практическое руководство к действиям  первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф  служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и  поведения. В период господства мифологического  мышления еще не возникла потребность  в получении специальных знаний.

Таким образом, миф — это  не первоначальная форма знания, а  особый вид мировоззрения, специфическое  образное синкретическое представление  о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная  оценка ситуации. Если применительно  к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет  смысл не традиционного добывания  знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем  этот термин в высказываниях «сердце  дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать  свое знание, так и убедиться в  своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего  мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней  как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения  мировоззренческих вопросов в мифологии  был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения  природных и общественных явлений  сводились к рассказу о том, кто  кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»  Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс  творения мира представлялся следующим  образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В  нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса  — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля  — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный Хаос породил  Мрак — Эреба и темную Ночь —  Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли  вечный Свет — Эфир и радостный  светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля  породила беспредельное голубое  Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к  нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее  Море. Небо, Горы и Море рождены матерью  Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана  с браком Земли и Урана —  Неба и их потомков. Аналогичная  схема присутствует в мифологии  других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в  себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь  поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени  реальным, заслуживающим абсолютного  доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами  общественной жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая роль мифологии. Главное  значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом  и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Религиозное мировоззрение. Особенности и характерные черты.

 

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А  каковы же были взаимоотношения мифологии  и религии и в чем состоит  их специфика при разрешении мировоззренческих  вопросов?

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное  мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного  общественного сознания. Как и  мифология, религия апеллирует к  фантазии и чувствам. Однако в отличие  от мифа, религия не «смешивает»  земное и сакральное, а глубочайшим  и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог  – стоит над природой и вне  природы. Бытие Бога переживается человеком  как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его  бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и  другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы  на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и  то, что и эти ценности, и ведущий  к ним жизненный путь переносится  в трансцендентную, потустороннюю  область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому  высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует  отметить, что воплощенные в мифах  представления тесно переплетались  с обрядами, служили предметом  веры. В первобытном обществе мифология  находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма  общественного сознания. Но на самых  ранних стадиях развития общества мифология  и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с  точки зрения мировоззренческих  конструкций, мифология и религия  неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия  имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И  это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие  конструкции становятся основой  формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

    Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

 

 

 

 

 

 

1.3.Философское мировоззрение. Особенности и характерные черты.

       

  На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Соотношение философии и  мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия». Философия  – это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой  даже не умеющего ни писать ни читать.

Философия – мировоззренческая  форма сознания. Однако не всякое мировоззрение  можно назвать философским. У  человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и  тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти  верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и  хранителем исторической памяти.

В массовом сознании философия  нередко представляется чем –  то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о  людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это  пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.

Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы