Мировоззрение и его исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:10, реферат

Описание

Понятие "философия" тесно сопряжено с понятием мировоззрения. Мировоззрение предполагает собой основу всякой философской системы. Общее, что присуще философии на протяжении ее двух с половиной тысячелетнего развития, является то, что любая философия представляет собой систему определенных взглядов на мир изнутри человеческой культуры, попытка осмысления как внешней по отношению к человеку действительности, так и внутреннего мира самого познающего субъекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….2
1.Мировоззрение и его исторические типы. 1.1. Мифологическое мировоззрение. Особенности и характерные черты.. 3-5 1.2.Религиозное мировоззрение. Особенности и характерные черты…........6-7 1.3.Философское мировоззрение. Особенности и характерные черты...…....8-9
Заключение……………………………………………...................................10-11
Список использованной литературы…………………………….......................12

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 30.79 Кб (Скачать документ)

         Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически  подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии  – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать  его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно  проявляет себя в ее истории –  в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских  учений, которые исторически, во времени  связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они  – лишь грани, моменты единого  целого. Также, как и в науке, и  в других сферах рациональности, в  философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный  случай. В истории мысли, подчеркивал  Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более  конкретному. Последовательность философских  учений – в основном и главном  – такова же, как и последовательности в логических определениях самой  цели, то есть история познания соответствует  объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино  цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества.

                                           Заключение.

 

Таким образом, рассматривая исторические типы мировоззрения можно выделить следующее:

Мифология – форма общественного  сознания, способ понимания мира, характерный  для ранних стадий общественного  развития.

Мифологическое мировоззрение  пыталось найти ответы на вопросы  о возникновении мира, о его  устройстве, о происхождении людей  и другие. Эсхатологические мифы –  грядущая гибель мира с последующим  возрождением.

Мифология – это целостное  миропонимание, в котором различные  представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. Мысль выражалась в поэтических образах, метафорах. Наиболее позднее литературное изложение мифов – древнегреческая «Илиада», индийская «Рамаяна» и т.д.)

Религия – такая форма  мировоззрения. В которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и  потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

Вера – способ существования  религиозного сознания, особое переживание. Внешняя форма проявления веры –  культ – система утвердившихся  ритуалов, догматов.

Сходство философии и  религии в том, что они решают одни и те же задачи, задачи мироуяснения и поведения человека в мире.

Отличие – для философии  характерно свободомыслие.

Философия – миропонимание  с позиций разума и интеллекта.

Научно-философское мировоззрение  – это такая система понимания  мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние  на развитие науки. Материализм.

Философия как форма теоретического развития мировоззренческих знаний.

Философское мировоззрение  является более узким понятием чем  мировоззрение вообще. Отличие философского мировоззрения от обыденного в его  теоретическом обосновании , системности.

Основной функцией философии  является выявление наиболее общих  идей, представлений, на которых базируется та или иная культура. Важное место  занимают обобщенные образы бытия и  его различных частей (человек, природа, общество) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической обработке, такие образы трансформируются в  философское учение о бытии –  онтологию. Кроме того теоретическому осмыслению подлежат различные формы  отношений мира и человека – практические (праксиология), познавательные (гносеология), ценностные (аксиология).

Философии также присуща  рационализация – перевод в логическую, понятийную форму представлений  о мире, и систематизация – теоретическое  выражение суммарных результатов  человеческого опыта во всех его  сферах.

На первоначальном этапе  философия использовала обыденные  опытные знания. Постепенно обобщая  их, делая определенные выводы, философия  достигала тем самым теоретического обоснования мировоззренческих  знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

                  Список использованной литературы

 

  1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
  2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
  5. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
  6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.

 


Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы