Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:01, контрольная работа
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.
В
целом мировоззрение можно было
бы определить следующим образом: это
обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на
свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком
смысла своей жизни и деятельности,
судеб человечества; совокупность обобщенных
научных, философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентаций,
верований, убеждений и идеалов
людей. 1.2. Структура мировоззрения
Можно выделить следующие структурные
компоненты мировоззрения:
- во-первых, это устойчивая картина мира,
которая включает в себя конкретно-исторические
представления о мире;
- во-вторых,
оценка жизни, опирающаяся на
систему идеалов;
- в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся
на систему ценностей. Таким образом, суть
философского мировоззрения составляет
мир, состоящий как бы из трех "царств":
действительности,
ценности и смысла. Важное значение имеет
деятельностный аспект мировоззрения.
Он концентрируется вокруг значений, смыслов
и ориентиров нашей жизнедеятельности,
создавая простор для выражения жизненного
опыта, оценки действительности, убеждений,
принципов и идеалов. Также очень важна
"историческая оптика" мировоззрения,
сфокусированная на конкретно-историческое
видение мира и связанная с тем, что человек
рождается в определенное историческое
время и в определенном историческом месте. В
мировоззрении различаются также интеллектуальная
и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная
компонента мировоззрения охватывается
понятием "миропонимание". Оно достаточно
устойчиво, т.к. включает в себя систему
точных знаний о мире: законы, теории, принципы,
регулятивы. Эмоциональная составляющая
мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие"
и "мироощущение".
Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями. Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения. Практический уровень мировоззрения иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятия "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.
2 Проблемы бытия в средневековой философии Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя.
Духовное
же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной
материи – мозга. Идеализм есть философское
мировоззрение, согласно которому истинное
бытие принадлежит не материи, а духовному
началу – разуму, воле. В мировоззрении
находит свое завершение целостность
духовности человека. Философия как едино-цельное
мировоззрение есть дело не только каждого
мыслящего человека, но и всего человечества,
которое, как и отдельный человек, никогда
не жило и не может жить одними лишь чисто
логическими суждениями, но осуществляет
свою духовную жизнь во всей красочной
полноте и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует в
виде системы ценностных ориентации, идеалов,
верований и убеждений, а также образа
жизни человека и общества. Проблема ценностей
в составе мировоззрения теснейшим образом
связана с такими феноменами духа, как
вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная
на глубокой нравственной потребности
души, изящно оживленной «теплым дыханием
чувств», – один из стержневых устоев
духовного мира человека и человечества.
Может ли быть так. чтобы человек в течение
всей своей жизни ни во что не верил? Такого
быть не может: хоть дремлющая вера, но
непременно наличествует в душе даже такого
человека, про которого говорят, что он
Фома неверующий. Вера являет собой феномен
сознания, обладающий силой неустранимости
и огромной жизненной значимости: человек
не может вообще жить без веры. Нельзя
отождествлять веру вообще с религиозной
верой. Важной составляющей мировоззрения
являются идеалы. Человек в своей жизни,
в своем постоянном моделировании будущего
не может обойтись без стремления к идеалу.
Человек испытывает потребность измышлять
идеалы: без них нет на свете ни одного
разумного человека, ни общества; без них
не могло бы существовать человечество. Убеждения
составляют стержень мировоззрения и
духовное ядро личности. Человек без глубоких
убеждений – это еще не личность в высоком
смысле этого слова; это как бы плохой
актер, играющий навязанные ему роли и
в конечном счете утрачивающий свое собственное
Я.
3 Скептицизм и агностицизм Течение, отрицающее существование истины, называется "скептицизм". Именно скептики взяли основным тезисом своего учения провозглашение "истины нет". Что было, конечно, далеко не случайно. К своему тезису - как это ни странно на первый взгляд - скептики пришли доказательно, то есть логически развивая некие положительные утверждения. В известных апориях Зенона доказывалось, что пространство одновременно и прерывно, и непрерывно, то есть что оно, следовательно, не может быть ни тем, ни другим. Пространство, понимаемое как прерывное, приводило к абсурду. Как непрерывное - тоже. Тем самым оно должно было соединять в себе противоречивые свойства. И этот вывод выглядел логически непогрешимым. Тут вроде бы обнаруживалась ограниченность логики, ущербность ее правила о том, что явление всегда однозначно, всегда тождественно самому себе. То есть что истина непротиворечива. Исследователям тут показалось, что истинными являются и прямое, и обратное утверждения. Что же оставалось делать этим исследователям? Только опустить руки и признать: "Истины нет". Ведь истина - однозначное суждение. Нет истины там, где наряду с одним суждением допускается еще и суждение диаметрально противоположное - как равно истинное. Вот так и получилось, что древние скептики, столкнувшись с некоторыми особенностями движения, с его кажущимися противоречиями, сломали на них свои зубы мудрости. Позднее скептицизм возродился под названием агностицизма. Основанием последнего стали все те же кажущиеся противоречивыми свойства мира. И.Кант обнаружил их как особые противоречия мышления. Например, из логических рассуждений о мире следовало, что последний должен быть и бесконечным - и в то же время конечным. Кант насчитал четыре такие антиномии, то есть противоречия мышления, в которых полярные суждения хотя и отрицают друг друга, но в то же самое время не могут друг без друга существовать. В частности, бесконечность требует конечности как логического вывода из самой себя - и наоборот. Каким образом можно было примирить эти противоположности, эти противоречия самого, как может показаться, разума? Кант не оказался настолько смел, чтобы заключить, что истины нет. Он завуалировал свой вывод так: истина-то, мол, все-таки есть, но мы просто не можем ее познать. Ибо разум наш для этого слишком слаб и ограничен противоречиями. Однако такое признание существования истины - лишь маскировка скептицизма. Раз мы истину познать не можем, то тогда, значит, для нас ее и нет вовсе. Заявлять: "истины нет вообще", или: "для нас истины нет" - это все равно что в лоб, что по лбу. Утверждение, что, вообще-то, истина, мол, есть, но что это, собственно, такое, мы познать не можем - это просто уловка, уход от ответа. Разве можно называть истиной непознанное, принципиально непознаваемое и, тем самым, совершенно неопределенное? Сие абсолютно пустая претензия - называть истиной то, что, по сути, сливается для нас с неопределенным. Почему тогда данное неопределенное мы не можем назвать ложью или как-нибудь еще? Откуда мы вообще знаем, что это именно истина, раз не имеем о ней никакого понятия? Ведь раз установлено, что истины для нас нет, то этим самым уже положен предел, уничтожающий для нас всякую истину. И тогда все рассуждения о том, существует ли истина вообще - неизвестно где, неизвестно в чем, в каком-то непонятном виде - суть уже чистое гадание на кофейной гуще. Так что по своему содержанию тезисы скептиков и агностиков - равнозначны. Агностицизм - это стыдливый скептицизм, который декларирует все то же самое, но просто другими, лишь несколько более "приличными" словами. Если начать, как следует разбираться с основаниями скептицизма и агностицизма, то можно заметить, что в защиту тезисов скептиков и агностиков выступают одни только выводы, порожденные кажущимися, то бишь ложно понятыми противоречиями мира. Да, все так и есть: реальный мир одновременно и конечен, и бесконечен; пространство, действительно, и прерывно, и в то же время - непрерывно. Мышление способно данные характеристики мира обнаружить, но у скептиков оно оказалось еще не в состоянии их переварить и правильно соединить. Это было первое спотыкание философии о сложность мироустройства и первое младенческое ее падение, выразившееся в усомнении в способности разума вообще что-либо познавать как истинное. Скептики тут спасовали, решив, что раз логика привела их к такому противоречию, которое сама же и отрицает - то, значит, долой ее, эту логику. Однако на самом-то деле тут виновата вовсе не логика, тут виновато лишь неправильное рассмотрение противоречий. В реальности их нет в том буквальном смысле, который сообщает им не понимающее сути дела мышление скептиков и агностиков. Противоречия эти на самом деле, повторяю, ложны. Они были сформированы в результате некорректных мыслительных операций, в результате спутывания разных предметов мышления. О чем я, возможно, как-нибудь напишу более подробно, но значительно позже. Вот таковы основания скептицизма. А что имеется против него? Ну, во-первых, сам тот факт, что свой тезис скептики доказывают. То есть для того, чтобы обосновать свое суждение "истины нет", они опираются на некие утверждения, которые, таким образом, сами же неизбежно признают истинными. Это абсолютное противоречие. Это доказательство посредством тех или иных утверждений, молчаливо признаваемых за истины, отсутствия истин вообще. Доказательство отсутствия истин путем предъявления этих самых истин. То бишь это полный абсурд. Тезис скептиков принципиально отрицает какие-либо доказательства самого себя, он может быть только провозглашенным априори, может основываться только на вере. А сие уже не наука. Реально скептики, выходит, все- таки признают наличие каких-то истин. Опровергать же они по идее, по логике своего подхода могут лишь наличие неких особых истин - например, такой истины, что пространство прерывно. То есть они могут опровергать наличие истин, связанных с особенностями устройства мира. Тут скептикам надо было только суметь примирить логические противоречия, что было бы вполне возможно, если бы они смогли рассмотреть данные противоречия как противоречия именно мира, а не абстрактной логики. О чем пойдет речь чуть ниже.
4 Государство и гражданское общество О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом. Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.) Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой — в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу. В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены: