Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:28, контрольная работа
В соответствии с поставленной целью, работа предусматривает решение следующих задач:
рассмотреть содержание понятия «мировоззрение» и формы его проявления;
охарактеризовать исторические типы мировоззрения;
раскрыть специфику философского мировоззрения и круг его проблем.
Введение 2
1. Мировоззрение и формы его проявления 4
2. Исторические типы мировоззрения 7
3. Специфика философского мировоззрения и круг его проблем 10
Заключение 14
Использованная литература 17
Содержание
Введение 2
1. Мировоззрение и формы его проявления 4
2. Исторические типы мировоззрения 7
3. Специфика философского мировоззрения и круг его проблем 10
Заключение 14
Использованная литература 17
Актуальность темы работы. Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в бесполезности. В основном претензии к философии сводятся к следующему: философия не имеет собственных реальных проблем; философские выводы бездоказательны.
Очевидно, что первая претензия
связана с трудностями окончате
Философская деятельность, так же как деятельность врача, юриста, математика, требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Именно поэтому «философствование на кухне» нельзя назвать собственно философией. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия — это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм.
Раскрыть соотношение философии и мировоззрения – основная цель предлагаемой работы.
Таким образом, в качестве предмета изучения выступает мировоззрение. Объектом исследования является характер взаимосвязи мировоззрения и философии.
В соответствии с поставленной целью, работа предусматривает решение следующих задач:
В настоящей работе использованы методы исследования: теоретический анализ научной литературы, синтез, методы индукции и дедукции.
Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература, исследования в области философии, статьи в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое образование, имеющее многослойную структуру. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т. д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе знаний. Однако в этом случае оно сводится только к объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова — и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.
Мировоз1зрение — это сло1жное, синтет1ическое, интегр1альное образование общес1твенного и индиви1дуального сознания. Сущест1венное зна1чение для его хара1ктеристики имеет пропорц1иональное присут1ствие различных компон1ентов — знан1ий, убеждений, вер1ований, настр1оений, стремлений, надежд, цен1ностей, норм, идеалов и т. д. В стру1ктуре мирово1ззрения можно выделить чет1ыре осно1вных ком1понента1:
1) Позна1вательный компонент. Базир1уется на обобщен1ных знаниях — повсе1дневных, профессиональных, на1учных и т. д. Он предста1вляет конкр1етно-научную и универсал1ьную кар1тину мира, системати1зирующие и обобщ1ающие результаты индиви1дуального и общ1ественного позна1ния, стили мыш1ления того или ин1ого сооб1щества, народа или эпо1хи.
2) Це1нностно-нормативный комп1онент. Вкл1ючает в себя ц1енности, иде1алы, убежде1ния, верова1ния, нор1мы, дире1ктивные действия и т. д. Од1но из главных назн1ачений мирово1ззрения состоит не тол1ько в том, что1бы че1ловек опирался на какие-то обществ1енные з1нания, но и в т1ом, чт1обы он мог руко1водствоваться опреде1ленными общественными регуля1торами.
Мировоззрение включает в себя знания, умения, впечатления, жизненный опыт, ценностные ориентации - суждения о добре и зле, красоте и уродстве, дружбе и вражде, благе и справедливости, любви и ненависти и т. д. Таким образом, мировоззрение является особым видением и пониманием мира человеком, его места в мире, тем самым формируя жизненные позиции и определяя поведение и деятельность людей.
Другими словами, под мировоззрением понимается прежде всего духовное освоение мироздания с определенной точки зрения - с точки зрения взаимоотношения природы и человека. Объектом мировоззрения в данном случае выступает мир в целом. Предметом мировоззрения является взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосмоса и микрокосмоса. Таким образом формируется основной вопрос мировоззрения - вопрос об отношении природы или мироздания как такового, и людей2.
С точки зрения содержания
в структуре мировоззрения разл
Миропонимание, или картина мира, — это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно этот компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла базируется на повседневных знаниях эмпирического толка и часто оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.
Мировосприятие — это
эмоционально-чувственная
На основе миропонимания
и мировосприятия формируется третий
компонент мировоззрения —
Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все остальное — «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, другие личности, группы (враждебные или, напротив, дружественные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, т. е. выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи4. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и др.), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и свои жизненные программы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Последние являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. Таким образом, мифология — это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества5.
В идеологии Нового и Новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание. В широком сознании масс творятся и живут иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями мировоззренческими): о расовом и национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут «все дороги», и пр. Мифологическим мировоззрением — независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится — мы назовем такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания — архаичной формой мировоззрения.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства — любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием). Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия — определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. При этом идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмысливанию6.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не осталигл, неизменными. На протяжении истории чело вечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область — не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
Философия как особая специфическая
форма мировоззрения
В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения философская мысль представляет собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, не будничный смысл: мудрость противопоставлялась более обыденным разумению и рассудительности как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, не только прогрессирующее отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.