Мировоззрение и формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание

В соответствии с поставленной целью, работа предусматривает решение следующих задач:
рассмотреть содержание понятия «мировоззрение» и формы его проявления;
охарактеризовать исторические типы мировоззрения;
раскрыть специфику философского мировоззрения и круг его проблем.

Содержание

Введение 2
1. Мировоззрение и формы его проявления 4
2. Исторические типы мировоззрения 7
3. Специфика философского мировоззрения и круг его проблем 10
Заключение 14
Использованная литература 17

Работа состоит из  1 файл

КР Философия и мировоззрение..docx

— 48.68 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются необходимым, естественным предшествием по отношению к философскому мировоззрению. Вне всякого сомнения, подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII—V вв. до н. э.8

Слово «философия» стало синонимом  зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный, развивающийся и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знание — знание «единого во всем», отличное от знания отдельных вещей. Кроме познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет выносить прекрасные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения и образа жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали крупнейшие мыслители и более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии  означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам ценное прозрение того, что познание само по себе недостаточно, неполноценно, что оно — лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость — это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

Предметом философских размышлений  стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Но ведь это основные темы и всякого мировоззрения. В чем же сказалось своеобразие философии? Прежде всего, в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

В мировоззрении вообще, а  в философской его форме в  особенности всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» — формирование той или иной картины мира, Универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» — к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Декарта, вещь мыслящая, страдающая). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести и др. «Полюсами», создающими «поле напряжения» философской мысли, выступают мир «внешний» по отношению к человеческому сознанию и мир «внутренний» — психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные отношения этих «миров» пронизывают всю философию.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мирово1ззрение следует рассм1атривать не тол1ько с точки зре1ния его содержания, предст1авляющего собой рез1ультат отра1жения действит1ельности в созн1ании люд1ей, но и с точки зре1ния взаимос1вязи зна1ния о мире и о чело1веке с социа1льным суб1ъектом, с основа1нным на эт1ом знании его от1ношения к дейс1твительности. Пр1и тако1м подходе н1а первый пл1ан выдвига1ется значение знан1ия для жизнедеятел1ьности человека. По1этому под мировоз1зрением следует поним1ать не прос1то сист1ему обо1бщенных знаний о ми1ре и челов1еке, а ту систе1му знаний, кот1орая для социа1льного субъекта прио1бретает знач1ение прису1щего ему спос1оба ви1дения, понимания, ана1лиза, оцен1ки явлений, опреде1ляющего характер отнош1ения чело1века к миру и к себ1е, созна1ния целей и см1ысла жиз1ни, хара1ктер пос1тупков и дейс1твий. О1но есть спос1об духов1но-практического осв1оения ми1ра9.

С точ1ки зрения содер1жания в струк1туре мировозз1рения разл1ичают следу1ющие ком1поненты: миропо1нимание; миров1осприятие; мироотношение.

Миропо1нимание, или карт1ина ми1ра, — это интел1лектуальная составляющая мирово1ззрения. Ког1да говорят о мирово1ззренческих паради1гмах, сти1лях мышл1ения имеют в виду им1енно этот ко1мпонент мировозз1рения. Содержан1ие миропон1имания опред1еляется в завис1имости от того, гов1орим мы о конц1ептуальном, теоретич1еском или жизнен1но-практи1ческом уровне мирово1ззрения. Мироп1онимание на уровне об1ыденного созна1ния или здравого см1ысла базир1уется на повс1едневных знани1ях эмпириче1ского то1лка и часто оказыв1ается неадеква1тным. Миропон1имание на теорет1ическом уров1не предст1авлено научн1ыми, филосо1фскими, ре1лигиозными идеями.

Миро1восприятие — это эмоциона1льно-чувственная сост1авляющая мировоззрения. Содерж1ание мировосприятия соста1вляют эмоциона1льные пред1почтения, верования, специ1фические психолог1ические предста1вления человека о м1ире и с1воем месте в не1м.

На основе миропон1имания и мировосприятия фо1рмируется трети1й компоне1нт мировоз1зрения — мироотноше1ние. Мироотно1шение, или конце1пция практ1ических дейст1вий, — это совокупность ценно1стных устано1вок человека, его убежд1ений, определяю1щих позицию по те1м или иным жизн1енно важным вопр1осам, его гото1вность к опред1еленному типу дейст1вий и спосо1бам достиж1ения целей10.

В миров1оззрении вообще, а в фил1ософской его фор1ме в особен1ности всегда прису1тствуют два противопо1ложных у1гла зрения: напра1вление созн1ания «вовн1е» — форми1рование той или иной кар1тины мира, Уни1версума и, с др1угой стороны, его обр1ащение «внут1рь» — к са1мому чело1веку, стремл1ение пон1ять его суть, ме1сто, предназн1ачение в природном и социаль1ном м1ире. Прич1ем чело1век здесь выст1упает не как час1ть мира в ряду др1угих вещ1ей, а как быт1ие особо1го ро1да (по опре1делению Дека1рта, вещь мыс1лящая, стра1дающая). От всего ост1ального его отлич1ает способ1ность д1умать, познавать, лю1бить и нена1видеть, радоват1ься и печалиться, наде1яться, жела1ть, быть сча1стливым или несчас1тным, испыты1вать чувст1во долга, ук1оры совести и др. «По1люсами», создающими «по1ле напр1яжения» философской мыс1ли, выступ1ают мир «вн1ешний» по отноше1нию к чел1овеческому созн1анию и мир «вн1утренний» — психолог1ическая, субъективн1ая, дух1овная жизнь. Различ1ные отнош1ения эт1их «м1иров» прон1изывают всю филос1офию.

 

С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от так называемой жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия — та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что  так называемая жизненная философия часто конфликтует с теми ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что, находясь на переднем крае человеческой мысли, будучи самим острием этой мысли, философия всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точка зрения здравого смысла.

Характеристика «рациональный» принципиально  важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не удовлетворяющие критерию рациональности. Это прежде всего религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия вынесла на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. И такими же явными и строгими являются ответы.

 

Использованная  литература

 

  1. Арзамасцев А.М., Голикова Л.В., Лукьянова Т.А., Маркина Ф.А., Субач Г.В., Удовиченко Е.М. / Методическая разработка по курсу «Философия» для студентов всех специальностей. Магнитогорск: МГМА, 2009. – 76 с.
  2. Вернадский В.И. О научном мировоззрении. //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.: «Логос»,2008.- С.180-203.
  3. Гуревич П.С. Основы философии. Учебное пособие. М.: Кнорус. 2011. - 480 с.
  4. Гурина М. Философия. Учеб. пособие для выпускных классов лицеев, для поступающих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования / Пер. с фр. — М.: Республика, 2008. — 540 с.: ил.
  5. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. - М.: Академия, 2008. – 418 с.
  6. Канке В.А. Философия. 5-е изд., перераб. и доп. - М.:  Логос, 2009. - 376 с.
  7. Кохановский В.П, Золотухина Е.В, Лешкевич Т.Г, Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов.  4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 448 с.
  8. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. , Матяш Т. П., Фатхи Т.Б. Философия науки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с.
  9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Инфра-М», 2004. — 336 с.
  10. Смагин Б.А. История и философия науки: Учебный курс. СПб.: Изд. СПбГМТУ, 2010 - 378 с.
  11. Соотношение философии и мировоззрения // URL: http://www.mudriyfilosof.ru/2012/12/blog-post.html

1 Радугин А.А. Философия. Курс лекций.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Инфра-М», 2004. — С.16

2 Соотношение философии и мировоззрения // URL: http://www.mudriyfilosof.ru/2012/12/blog-post.html

3 Кохановский В.П, Золотухина Е.В, Лешкевич Т.Г, Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов.  4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С.224

4 Гурина М. Философия. Учеб. пособие для выпускных классов лицеев, для поступающих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования / Пер. с фр. — М.: Республика, 2008. — С.175

5 Канке В.А. Философия. 5-е изд., перераб. и доп. - М.:  Логос, 2009. – С.149

6 Арзамасцев А.М., Голикова Л.В., Лукьянова Т.А., Маркина Ф.А., Субач Г.В., Удовиченко Е.М. / Методическая разработка по курсу «Философия» для студентов всех специальностей. Магнитогорск: МГМА, 2009. С.13

7 Соотношение философии и мировоззрения // URL: http://www.mudriyfilosof.ru/2012/12/blog-post.html

8 Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. М.: Академия, 2008. – С.234

9 Гуревич П.С. Основы философии. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2011. – С.47

10 Гурина М. Философия. Учеб. пособие для выпускных классов лицеев, для поступающих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования / Пер. с фр. — М.: Республика, 2008. — С.129


Информация о работе Мировоззрение и формы его проявления