Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:02, контрольная работа
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремления, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.*
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
1 Что такое философия? Мировоззрение и общие принципы философии
2 Возникновение философии
3 Понятие средневековой философии. Теология
4 Религия
5 Христианство. Библейская расшифровка
6 Основы христианского вероучения. Периоды развития философии и христианства
7 Период патристики. Учение Аврелия Августина
8 Период схоластики. Философия Фомы Аквинского
9 Реализм и номинализм в философии средневековья
Cписок литературы
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
ФИЛОСОФИЯ
Выполнил студент 1 курса
Пищалева К.А.
г. Вологда, 2010 г.
Содержание
1 Что такое философия? Мировоззрение и общие принципы философии
2 Возникновение философии
3 Понятие средневековой философии. Теология
4 Религия
5 Христианство. Библейская расшифровка
6 Основы христианского вероучения. Периоды развития философии и христианства
7 Период патристики. Учение Аврелия Августина
8 Период схоластики. Философия Фомы Аквинского
9 Реализм и номинализм в философии средневековья
Cписок литературы
1 Что такое философия? Мировоззрение и общие принципы философии
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремления, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.*
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Первое, что следует отметить в рамках такого, так сказать, теоретико-эмпирического подхода к проблеме специфики философии - это факт многовариантности употребления термина “философия”**.
Мало того, что продукты
деятельности тех, кого традиция причисляет
к философам и которых можно
назвать профессиональными
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им понятия — их принято называть философскими категориями — отображают такие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.
Кроме того, философия открывает и фиксирует всеобщее в виде законов. Вы уже знаете множество научных законов. Знаете также, что они заметно отличаются друг от друга по сфере их действия или применимости. Есть частные законы и общие законы. Скажем, границы применимости таких общих законов, как закон всемирного тяготения или закон сохранения и превращения энергии, гораздо шире, нежели таких частных законов, как закон Ома или закон Бойля-Мариотта. Но, оказывается, есть и такие законы, которые вообще не имеют границ применимости, то есть действуют в любых природных и общественных процессах, а также в познании и в мышлении. Такие законы назвали всеобщими, или иначе — законами диалектики. С содержанием этих законов, заслуга в открытии которых принадлежит именно философии. Таким образом, предметом философии является исследование наиболее общих законов развития природы, общества и познания.
Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.
По мере развития естественных наук, получила распространение точка зрения, что главной целью философского анализа является человек и всё, что с ним связано. В средние века многие философы считали своей основной задачей поиски безупречного доказательства существования Бога. Было время, когда предметом философии считали исследование закономерностей и методов научного познания истины, или анализ и разработку такого языка науки, который бы не допускал противоречий и двусмысленностей.
Если мы посмотрим в историю философии, то увидим, что представления о предмете философии менялись от эпохи к эпохе. Дискуссии на эту тему продолжаются и сейчас, что вполне естественно.
«Принятые формулировки типа "что есть философия", "что такое философия" могут быть подвергнуты законному сомнению. Я думаю корректным было бы сказать, "что есть философия для меня?", "как я понимаю философию"».
2 Возникновение философии
Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса. Этот период в истории человеческой цивилизации, в которое зародились философские учения, и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.
Автором термина "философия" стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!". Софос — значит "мудрец". На что учитель скромно ответил: "Я не софос, а всего лишь философов", то есть "любитель мудрости". Стало быть, слово "философия" переводится как "любовь к мудрости". На Руси, например, философов долгое время так и называли — "любомудры".
Первые философы были универсалами,
энциклопедистами, они с равным любопытством
исследовали природу и
3 Понятие средневековой философии. Теология
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится “служанкой” теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)*.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация
большинства философских систем
средневековья диктовалась
Теология (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
4 Религия
Религия. На базе мифологического сознания возникает религия — вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиозного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний - невидимый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит между природой и людьми третий элемент — божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Долгие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олицетворяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бога).
На первых порах, особенно на Востоке, философское знание ещё не вычленялось из религиозного, было слито с ним. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии, причём не без взаимной критики и борьбы. Однако история их взаимоотношений знает и попытки объединения философского знания и религиозной веры.
В течение своего более
чем двухтысячелетнего
В европейской истории
мы различаем три периода: античную
культуру, средневековье с преобладанием
в нем религиозных интересов
и, наконец, эпоху свободы разума,
ставшего в независимое от религиозного
сознания положение. Строгие границы
между этими эпохами провести
весьма трудно. Нельзя утверждать, что
каждая эпоха начинала философскую
работу заново, но и противоположное
утверждение было бы натяжкой. Упадок
культуры в эпоху переселения
народов настолько очевиден, что
только предвзятое мнение может утверждать
превосходство средневековья
5 Христианство. Библейская расшифровка
Христианство – одна из мировых религий. Оно появилось около 2х тысячелетий назад.
В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии: в дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник в Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» – небесное божье царство.
6 Основы христианского вероучения. Периоды развития философии и христианства
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Информация о работе Мировоззрение и общие принципы философии