Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:13, реферат
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеа-лы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действи-тельно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к дру-гим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
I. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения .
Понятие мировоззрения∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
II. Русская философия конца XIX начала XX века.
Западничество и славянофильство как истоки русской фило-софии XIX – начала XX в.в. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Характерные черты русской философии конца XIX – начала XX века∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Основные мыслители этого времени (Н.Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, Б.Н. Лосский, Н.А. Бердяев.) ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Литература: ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 30
Какие же качества
православия дают ему
Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А.С.ХОМЯКОВА, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие, протестантизм. После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм же впадает в другую крайность – в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие, считает А.С.ХОМЯКОВ, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организации.
Решение проблемы
сочетания свободы и
Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема, гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Славянофилы подвергали резкой критики распространенный в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией.
Исходя из тезиса о решающей роли соборного начала, славянофилы рассматривали и деятельность народа и великих личностей. Славянофилы, как бы отстраняясь от исторических реалий, рассматривают народ как некий постоянный набор идеальных качеств, т.е. выделяя в нем некую неизменную «духовную сущность», субстанцией которой выступает православие и общинность. Предназначение великих личностей быть представителями этого народного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, на сколько они сумели выразить чаяния и стремления народа. Такое понимание роли личности приводят славянофилов к своей образной, оценке самодержавия. Они считали, что монархия – лучшая форма правления для России. В то же время, по их мнению, царь получил свою власть не от Бога, а от народа, путем избрания его на царство (Михаил Романов). Поэтому для того, чтобы оправдать свое предназначение, самодержец должен действовать в интересах всей земли русской.
Славянофилы отстаивают
тезис о принципиальном
Это естественное
органическое развитие России
объясняется славянофилами тем,
В описании
Однако главное
достоинство сельской общины
славянофилы видели в тех
Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в сферу городской жизни, промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно, по их словам, заменить собой «мерзость административного России».
Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей. В результате будет выполнена задача нашей внутренней истории, определяемая ими как «просветление народного общинного начала началом общинным, церковным».
Характерные черты русской философии конца XIX
начала XX века.
Этот период в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом. Рост числа философских обществ – наиболее значительные: «Московское психологическое общество», 1884-1920; «Философское общество» при С.-Пб. университете, 1897-1922; «Религиозно-философское общество памяти В.Соловьева». 1905-1918; и кружков («Религиозно-философские собрания», 1901-1903. В Петербурге, «Самаринско-новоселовский», 1906-1917. И «Морозовский», 1905-1917, кружки в Москве и др.») Быстро росло также число издательств («Путь», 1909-1917; «Мусатет», 1900-1914, и др.) и журналов («Вопросы философии и психологии», 18901918; «Новый путь», 1903-1904; «Логос», 1910-1914 и др.).
Начало 20в. отмечено
чрезвычайно интенсивными
Многие из философов России получили подготовку в европейских (главным образом – германских) университетах, например, С.Н.Булгаков – в Берлине, Н.О. Лосский – в Лейпциге, Геттингене и Берне, Л.Шестовство Фрейбурге и университетах Италии, И.Ильгин – в Гейдельберге и Вене. Б.Вышеславцев – в Марбурге. Марбургский университет сделался местом особенно большого наплыва русских студентов. Философы Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Средней Азии либо учились на Западе, либо самостоятельно, но быстро и продуктивно осваивали тогдашнюю западную философию.
Давая оценку философии
России конца 19 – начала 20 века,
следует подчеркнуть, что она,
с одной стороны, как бы
Говоря об общих
тенденциях развития
Специфика российской философии – в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой.
Ориентация на гуманитарное
знание, на литературу и искусство,
на проблемы человека является
безусловной доминантной в
Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания – русского космизма – все значение которого, пожалуй, стало ясно только к концу нашего столетия. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Ф.Федорова, В.С.Соколова, Н.А.Улява, К.Э.Циолковского, В.Ивернадского, П.А.Флоренского, Н.Г.Холодного, А.О.Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом.
В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.
Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учение В.И.Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно неосферы в истории Земли и Вселенной.
Из всего сказанного ранее о развитии западноевропейской и российской философии первых десятилетий 20 в. можно сделать вывод о широкой ее переориентации по сравнению с классическим рационализмом. Если классическая философия исходила из рационалистического взгляда на мир, то неклассическая философия, критикуя традиционный рационализм, его понимания мира и познания, претендовала на утверждение нового миропонимания. А точкой отсчета стали изучение и высокая оценка роли нерациональных форм и процессов духовного опыта.
Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, космизма. Разумеется, в данном случае перечислены лишь главные, основополагающие принципы русской философии. Нет оснований считать этот список исчерпывающим суть русской философии.
Основные мыслители этого времени.
Николай Федорович Федоров (1829 — 1903) — философ, родоначальник русского космизма. Обладал обширными и разносторонними знаниями, владел в совершенстве основными европейскими языками, знал и несколько восточных языков. Внес значительный вклад в русское книговедение. Н. Ф. Федоров вел аскетический образ жизни, раздавал бедным все имеющиеся у него деньги. Круг общения Н. Ф. Федорова включал Вл. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, К. Э. Циолковского. Ближайшими его учениками были Н. П. Петерсон и В. А. Кожевников, которые и изложили и отредактировали философскую систему Н. Ф. Федорова после смерти мыслителя под названием «Философия общего дела» (т. 1. Верный (Алма-Ата), 1906; т. 2, 1913). Издание сочинений Н. Ф. Федорова в 1982 г. стало первым знакомством широкого круга читателей с идеями философа.
В основе концепции Н. Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабошенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. «Потому-то и нет в природе целесообразности, — утверждал он, — что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» (Федоров Н. Ф. Философия общего дела. В кн.: Русский космизм. М., 1993. С. 71). В его проекте — и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и, наконец, «воскрешение отцов», возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т.д. В деле «воскрешения» Н. Ф. Федоров отводит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. «Через труд воскрешения человек, как самобытное, самосозданное, свободное существо, свободно привязывается к Богу любовью» (там же). Н. Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.
Информация о работе Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения