Мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Данная тема была выбрана мной не случайно, так как вопрос о мировоззрении, его роли для человека и всего общества является основополагающим в настоящее время. Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Мировоззрение необходимо индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Мировоззрение как понятие.………………………………………………5
Зарождение мировоззрения. История термина………………………5
Сущность мировоззрения……………………………………………...5
Cложная структура мировоззрения…………………………………...7
Компоненты мировоззрения человека………………………………..9
Типы мировоззрения……………………………………………………...10
3.1обыденное мировоззрение…………………………………………….10
3.2религиозное мировоззрение…………………………………………..10
3.3философское мировоззрение………………………………………….10
Функции мировоззрения………………………………………………….11
Роль мировоззрения в жизни современного человека………………….13
Заключение………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

работа по философии. Мировоззрение.docx

— 44.35 Кб (Скачать документ)

Убеждения составляют стержень мировоззрения  и духовное ядро личности. Человек  без глубоких убеждений — это  еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я.

3. Ценности. Ценности - это положительное или  отрицательное отношение к явлениям  окружающего мира, которое основывается  на потребностях и интересах  людей, культуре определенного  социума. Их человек усваивает  в процессе жизни. Всякий предмет,  любое событие, вообще все имеет  объективную ценность или смысл,  значимость, положительную или отрицательную  ценность. [11, 16]

4. Идеалы. Это мировоззренческая форма  целенаправленного отображения  действительности, мысленный образец  совершенства, норма, к которой  следует стремиться как к конечной  цели. Человек в своей жизни,  в своем постоянном моделировании  будущего не может обойтись  без стремления к идеалу. Многие  великие умы задумывались над  тем, что такое «идеал»? И.С.  Тургенев писал: «Жалок тот,  кто живет без идеала!»[12, 53]

Имея  в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей  мыслью, подчиняют себе наши убеждения  и к которым разум приковывает  нашу совесть: это узы, из которых  нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: «идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни»[13,124].

Люди  решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал  путеводной звездой идеал.

5. Вера. Проблема ценностей в составе  мировоззрения теснейшим образом  связана с такими феноменами  духа, как вера. Вера, утвержденная  на глубокой нравственной потребности  души - один из стержневых устоев  духовного мира человека и  человечества. Чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил, такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека.

Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть движущаяся материя, данная нам в ощущениях.

В самом  же нормальном понятии собственно религиозной  веры заключается то, что она, говорит  Г. Гегель, «есть не просто знание о  Боге, о нашем отношении и отношении  мира к нему, а также нетленности  нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности»[14,27]. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту.

6.  Жизненные  нормы. Это образцы, стандарты  деятельности, которые сложились  исторически или установились  как определенные правила поведения,  их выполнение отдельным человеком  или группой людей является  необходимым условием подчинения  личной деятельности общественным  требованиям.

Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому  человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения  предопределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по-разному представляли и представляют мир и себя в  нем.

 

2.4 Компоненты мировоззрения человека

 

Наше отношение к миру и к  себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром  окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

 

3 Типы мировоззрения

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные  особенностями исторической эпохи, в которой живет человек, его  воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют  отпечаток состояние физического  и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.

Существуют  различные способы типологии  мировоззрений, выделяют мировоззрение  обыденное, религиозное мировоззрение, философское мировоззрение

Рассмотрим  три типа мировоззрения более  подробно.[15, 233]

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение  возникает в жизни человека в  процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским  мировоззрением. Взгляды человека в  этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно  формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных  учений. Конечно, нельзя полностью исключить  влияние религий или достижений науки, ибо человек постоянно  общается с различными людьми; ощутимо  и влияние общедоступных средств  массовой информации. Но преобладает  житейская, обыденная основа. Обыденное  мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в  этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его  слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень  широко, поскольку усилие учебных  заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность  сферы духовной жизни человека и  не всегда оставляют в ней заметный след.

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение основано на вере в  сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

3.3 Философское мировоззрение

Философия —  одна из форм мировоззрения, а также  одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или  наука. Философия, как дисциплина, изучает  наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

 

 

4. Функции мировоззрения

 

Мировоззрение людей играет свою специфическую роль в их жизни. Реализуется эта роль посредством функций, которые оно выполняет.

Очевидно, что мировоззрение человека выполняет гносеологическую функцию. Ее смысл заключается в том, что  мировоззрение участвует в процессе познания человеком явлений действительности. Являясь системой образов явлений  окружающего человека мира, мировоззрение  несет в себе информацию о них. Мировоззрение человека несет в  себе системные знания о мире в  целом.

Нельзя не видеть, что после получения  человеком информации о явлениях действительности, он в силу специфики сознания раскладывает ее по его «полкам». По сути, он решает задачу определения взаимосвязанности, субординации и координации образов явлений действительности, без чего понять мир и сформировать целостный, системный взгляд на него невозможно. Другими словами мировоззрение выполняет логическую функцию мировоззрения.

Мировоззрение, как уже не раз отмечалось, это знания, нацеливающие людей на практические действия. А значит, что мировоззрение выполняет методологическую функцию. Мировоззренческие установки, знания людей, начиная работать на решение практических задач, превращаются в методологические средства: приемы, подходы, способы и методы. Это, собственно, и детерминирует формирование методологической функции мировоззрений людей

Без сомнения, мировоззрению свойственна методическая функция. Мировоззрение людей участвует как в процедуре выбора человеком методологических средств  для решения конкретных практических задач, так и в определении последовательности их использования.

Решая гносеологические, логические, методологические и методические задачи, мировоззрение людей участвует  в информационном процессе. Мировоззрение каждого человека является носителем определенной информации, а значит участником информационного процесса общества. Это дает право заметить – мировоззрению присуща информационная функция. Ее суть заключается в получении, хранении, обработке и распространении в общественном сознании информации о явлениях действительности. 

С достаточным основанием можно  констатировать - мировоззрение человека участвует в решении задач  не только познания, но и анализа  процессов, происходящих в мире. Словом, можно и нужно вести речь об аналитической функции мировоззрения личности. Практика свидетельствует - каждую аналитическую задачу человек решает, опираясь на многие факторы, в том числе на свое мировоззрение.

Посредством своего мировоззрения каждый человек  в той или иной степени вовлекается  в культурологический процесс общества. Именно мировоззрения людей являются важными факторами, определяющими  их отношение к культуре конкретной страны, мировой культуре. Следовательно, существует основание для выделения культурологической функции мировоззрения человека.

Таким образом, мировоззрение выполняет ряд  важных функций в жизни каждого  человека: гносеологическую, логическую, методологическую, методическую, информационную, аналитическую и культурологическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Роль мировоззрения в жизни  современного человека.

 

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в  отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление  о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в  вакууме, в неопределенности. Не будет  цели, а значит и существование  будет бессмысленно.

Мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более  или менее целостное понимание  людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. 

Не секрет, что именно в мировоззрении человека, в том, как он воспринимает окружающий мир, через какие фильтры пропускает "реальность", кроются как самые  сильные возможности человека, так  и его слабости.

Мировоззрение дает человеку целостную  систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает  окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику —  в совокупность разрозненных переживаний  и установок. Состояние, когда прежнее  мировоззрение разрушено, а новое  еще не сформировано (например, разочарование  в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

Таким образом, можно сказать, что  мировоззрение играет важную роль в  жизни человека, это неотъемлемая часть нашего внутреннего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

 

Человек рождается дважды. В первый раз  он приходит в мир как живое  существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и  гармонизирует свою личность, создает  себе «карту-схему» действительности, формирует принципы мироздания и  принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл  жизни. Утверждая себя с помощью  познавательных способностей, человек  вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное  отношение к миру, которое в  виде системы взглядов, идеалов, принципов  познания и деятельности составляет мировоззрение.

Информация о работе Мировоззрение