Мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.
Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.
Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.

Содержание

Введение 3
Мировоззрение, его формы и уровни 6
Основной вопрос мировоззрения, его субъект и объект 15
Типы мировоззрения 19
Заключение 26
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 55.63 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, «умственное окошко», или  мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

     Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису.

     Сомнение  необходимо для того, кто хочет  продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной  доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

     Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее  видение, понимание мира, места в  нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая  ориентация.

     Каждый  человек в процессе жизни осваивает  различные программы действий, общие  и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) – это, собственно, представления  о цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение  – конкретное сочетание различных  «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или  активно создается человеком, или  пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можно сказать, что философия (как  мировоззрение, «программа», жизненная  стратегия) входит в человека через  разум, религия – через чувство. Религия и философия – формы  мировоззрения, которые различаются  способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).

     «Чистые»  типы мировоззрения практически  не встречаются, во всяком случае, они  редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

     Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного  формирования. С мировоззрением связано  решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения  в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

     Мировоззрение представляет собой высшую форму  самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться  в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного  понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно  регулировать и контролировать свою деятельность.

     Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-номативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.

     Таким образом, научное мировоззрение  представляет собой довольно сложную  систему и вместе с тем «означает» понимание природы такой, какая она есть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы 

  1. Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 2002. № 7.
  2. Бультман Р. Новый завет и мифология // Вопросы философии. 2002. № 11.
  3. Вригт Г. X. Логико-философские исследования. М., 1986.
  4. Лосева И. Н. Миф и религия... // Вопросы философии. 1992. № 7.
  5. Рубинштейн М. М. Жизнепонимание - центральная задача философии // Философия и мировоззрение. М., 2001.
  6. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии. 2002. 
  7. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
  8. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
  9. Франк С. Л. Философия и религия // Философия и мировоззрение. М., 2000.
  10. Франк С. Л. Культура и религия // Философские науки. 2001. 
  11. Шестов Л. Признает ли хоть один философ Бога? // Философия и мировоззрение. М., 2000.
  12. Юшкевич П. С. О сущности философии // Философия и мировоззрение. М., 1990.
  13. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.

Информация о работе Мировоззрение