Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:23, реферат
Слово «образование» широко используется в обществе: какую бы книгу ни открыли, обязательно встретим это слово. Обратившись к научным текстам, мы обнаружили, что используемое в них слово «образование» имеет несколько значений, не связанных с педагогической сферой. Приведем несколько высказываний из различных источников, содержащих в своем составе понятие “образование”.
1.Введение. 3
2.Образование как процесс. 4
3.Образование как соц.институт 9
4.Заключение. 10
5Список литературы 11
Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Реферат
Тема: Многозначность понятия «Образование».
Выполнила:
Проверила:
Новосибирск 2010
Содержание:
1.Введение.
2.Образование как процесс.
3.Образование как соц.институт
4.Заключение.
5Список литературы
Впервые понятие Образование, по мнению М. Хайдеггера, было сущностно продумано Платоном в "Государстве". Хайдеггер полагает, что платоновская " Притча о пещере" призвана раскрыть то, что греки понимали под пайдейей, т. е. Образование Притча повествует о том, как узник, освобождаясь от оков, покидает пещеру, где он видел лишь тени вещей в мерцании находящегося за спиной огня, и обретает при переходе на поверхность знание действительно сущего. Повествование разворачивается цепью переходящих друг в друга образов, воплощая собой смысл Образование Пещерообразное помещение в притче - это образ повседневного место пребывания людей; огонь в пещере - образ небесного свода, под которым живут люди, окруженные мнимыми вещами, но которые они воспринимают за подлинную реальность. Те названные в притче вещи , которые открываются взгляду вне пещеры, суть, напротив, - образ того, в чем состоит собственно сущее всего сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и оттуда, обратно в пещеру, требуют каждый раз изменения привычки глаз от темноты к свету и от света к темноте. И как телесное око лишь медленно и постепенно привыкает будь то к свету, будь то к темноте, так и душа тоже не сразу и лишь в соответствующей последовательности шагов должна свыкаться с областью сущего. Такое свыкание требует, чтобы душа целиком повернулась в основном направлении ее стремления, точно так же, как и глаз может правильно смотреть, лишь когда тело приняло соответствующее положение. Данный "переход" служит символическим выражением той перемены, которая должна произойти при развертывании уже заложенного в человеческом существе. Такое переучивание и приучение человеческого существа к той или иной отведенной ему области, замечает Хайдеггер, суть того, что Платон зовет пайдейей. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе. Хайдеггер полагает, что ближе всего к пайдейе подходит слово "образование". Во-первых, это Образование в смысле развертывающегося формирования. Такое "образование", с другой стороны, "образует", исходя все время из предвосхищающего соразмерения с неким определяющим видом, который зовется поэтому прообразом. Образование есть вместе с тем и формирование, и руководствование определенным образцом. "Притча о пещере" заканчивается не описанием достижения высшей ступени подъема из пещеры, но повествует о спуске освобожденного обратно в пещеру, ибо к сущностному моменту Образование принадлежит постоянное преодоление необразованности. Притча именует солнце, к которому устремлен узник, образом для идеи добра.
Образование как процесс.
Слово «образование» широко используется в обществе: какую бы книгу ни открыли, обязательно встретим это слово. Обратившись к научным текстам, мы обнаружили, что используемое в них слово «образование» имеет несколько значений, не связанных с педагогической сферой. Приведем несколько высказываний из различных источников, содержащих в своем составе понятие “образование”.
1. «…Ныне образование элементов стало реальностью. В ядерных реакторах элементы создаются каждый день».
«Образование» в первом предложении высказывания представляет процесс, а «элемент» представляет результат этого процесса. Но словесное выражение второго предложения позволяет говорить о двух процессах (образования и создания), приводящих к одному результату. Эти два процесса, с точки зрения результата, ничем друг от друга не отличаются. И если в высказываниях поменять местами слова «образование» и «создание», то общий смысл высказываний не изменится. В этом случае можно сказать, что слова «образование» и «создание» употреблены в качестве синонимов, представляющих один и тот же процесс.
2. «…Остаток вещества газово-пылевой материи, не вошедшей в состав Солнца, сформировался в дискоидальное облако, давшее начало для образования «протопланет».
В высказывании А. И. Опарина также говорится о процессе образования, результатом которого являются протопланеты. Но здесь же присутствует слово «сформировался», имеющее значение процесса, результатом которого стало облако, из которого образовались протопланеты. Если в высказывании А. И. Опарина поменять местами слова «образование» и «формирование» и сказать, что «из газово-пылевой материи образовалось дискоидальное облако, давшее начало для формирования «протопланет», то общий смысл высказывания останется без изменения. А это означает, что слова «формирование» и «образование» являются синонимами и фактически обозначают один и тот же процесс – образование: и дискоидальное облако, и протопланеты образуются.
3. «Согласно современным воззрениям, формирование планетных систем из облаков пыли или плазмы могло идти двумя различными путями. Один из таких путей – образование звезд малой массы… Другой путь – это формирование небольших планет из холодной пыли» .
4. «Прежде, чем вести речь о формировании первичных молекул, из которых были построены живые образования, мы должны рассмотреть формирование тех элементов, из которых построена жизнь на современной Земле» .
Слово «формирование» в этих двух высказываниях употреблено в значении процесса образования и может быть заменено словом «образование» без изменения смысла высказывания. Но во втором высказывании имеется и новый элемент, связанный с темой нашего рассмотрения: в нем говорится еще об одном процессе – процессе построения, – результатом которого являются «живые образования». Здесь слово «образование» использовано не в значении процесса, а в значении некоего предмета, образованного предмета, образования. А словом «построение» фактически обозначен все тот же процесс образования.
Итак, слова «образование» и «образовать» выступают в качестве обозначения процесса, результатом которого является нечто появившееся, нечто возникшее.
Приведем еще ряд высказываний, в которых имеют место слова-синонимы для обозначения образования:
5. «Жизнь является результатом последовательного усложнения этих (углеродистых – В. П. и Т. П.) соединений, приведших к образованию органических веществ и возникающих из них сложных многомолекулярных систем» , в высказывании А. И. Опарина слово «образование» означает процесс, результатом которого являются органические вещества и возникающие (или образующиеся) из них многомолекулярные системы.
6. «…Все окружающие нас теперь организмы, не исключая и человека, возникли в результате длительного процесса развития из немногих первоначальных одноклеточных зародышей, а эти зародыши, в свою очередь, образовались из возникшей химическим путем протоплазмы, или белка» .
В высказывании Ф. Энгельса фактически представлен процесс образования, результатом которого являются зародыш, организм, человек.
Образование формы, или процесс образования формы есть развитие некоторого объекта, являющегося единством некоторой определенной формы и содержания, т. е. развитие одной стороны единства. Но сам процесс образования данной формы есть не развитие ее, а образование ее. Только после образования формы, после ее появления, можно говорить о развитии данной формы. Образование новой формы можно рассматривать и как результат развития, но как результат развития старой формы, как ее изменения, а не изменения новой формы. То есть развитие и в этом случае не есть образование.
7. И еще, например, Ф. Энгельс назвал свою работу об образовании семьи, частной собственности, государства «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и дал отдельным главам следующие названия: «Образование государства у германцев», «Возникновение Афинского государства». Здесь слова «происхождение» и «возникновение» использованы в качестве синонимов, которые фактически представляют один и тот же процесс – образование.
Следующие высказывания содержат те же самые слова, используемые в значении процесса образования, и приведены в качестве демонстрации сфер деятельности, в которых свободно используется слово «образование».
8. «Касты и цехи возникают под влиянием того же естественного закона, какой регулирует образование в животном и растительном мире видов и разновидностей…»
9. «Образование пяти внешних чувств – это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории»
10. «Отдельные индивиды образуют классы лишь постольку, поскольку им приходится вести общую борьбу против какого-нибудь другого класса…»
11. «Только при превращении ребенка в подростка становится возможным решительный переход к мышлению в понятиях. До этого возраста мы имеем своеобразные интеллектуальные образования, которые по внешнему виду сходны с истинными понятиями»
12. «Навыки, образованные… на сознательной основе, обладают большой емкостью»
13. «Образованию истинных понятий предшествуют возникновение и развитие предпонятийных образований (комплексов, псевдопонятий и т. д., по Л. С. Выготскому)»
14. «В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью образуются условные рефлексы» или «… Большие полушария являются органами анализа раздражений и органом образования новых рефлексов, новых связей»
15. «Это (материалистическое. – В. П. и Т. П.) понимание истории, в отличие от идеалистического, … объясняет не практику из идей, а объясняет идейные образования из материальной практики…» .
16. «В свою очередь, каждое из… конкретных практических умений – сложное образование»
17. «Сознание – по самому существу своему общественное образование»
18. «Я – как субъект – это образование»
19. «Акт человеческой деятельности – это сложное образование…»
Итак, анализ может быть завершен выходом за пределы собственно явлений (процессов) образования, развития, поскольку названные явления составляют стороны (элементы) более сложной системы: движение – изменение.Изменение есть более общее представление того, посредством чего осуществляется движение. Поэтому изменение есть движение, в результате которого нечто становится иным относительно других нечто, в окружении которых оно находилось и относительно себя в предыдущий момент времени. Если таких изменений много и они приводят к каким-то новым качествам (свойствам) этого нечто, то эти изменения составляют процесс развития данного нечто. Если изменения приводят к таким качествам и свойствам, что само это нечто оказывается другим нечто (а первое нечто исчезло, утратилось как фиксированное целостное нечто), то эти изменения составляют процесс образования этого другого нечто. На первый взгляд, можно не заметить различий между процессом развития и процессом образования, но различия есть, ибо ни о каком процессе развития не может быть речи, если нет того, что может и должно развиваться, т. е. пока нечто не образовалось. Если не установить различий и не учитывать их в нашей гносеологической деятельности, то постоянно придется смешивать развитие с образованием и не будет возможности выйти из очередной словесной операции, приводящей к тавтологии. Рассмотренная часть высказываний позволяет выделить, очевидно, неисчерпанный синонимический ряд слов (создание, возникновение, появление, происхождение, построение, формирование, развитие). Конечно, каждое из этих слов обозначает и представляет отличающиеся друг от друга процессы (явления) и при специальном изучении можно установить, что же каждое из этих слов обозначает. Использование одного слова вместо другого в приведенных высказываниях нисколько не нарушало смысла высказываний и не создавало препятствий в понимании. Такая особенность употребленных слов свидетельствует о том, что они используются в качестве названий, а не научных терминов, что они еще не стали ни понятием, ни терминами, что позволяет употреблять их одно вместо другого, поскольку каждое из них имеет общий признак – представлять процесс.
Использование синонимов является обычным литературным приемом, обеспечивающим «гладкость» речи при популярном изложении научных вопросов. Но в случаях, когда представляемые данным словесным рядом явления становятся объектом (предметом) изучения, этот литературный прием приводит к многократному увеличению словесного материала, употребляемого в значении терминов, что, в свою очередь, ведет к исчезновению смысловой нити, способной стать тканью, представляющей новое знание. Обнаружение таких ситуаций обязывает не допускать синонимии или указывать на существующие различия явлений, обозначаемых одним и тем же словом.
В рассмотренных высказываниях слова – создание, возникновение, появление, происхождение, построение, формирование, развитие – не являлись предметами специального изучения и представляли не процесс вообще, не различные процессы, а процесс образования.
Итак, выделенные слова в рассмотренных высказываниях представляют один процесс – процесс образования (образование). Это позволяет нам во всех рассмотренных высказываниях вместо синонимического ряда слов (создание, возникновение, появление, происхождение, построение, формирование, развитие) без искажения смысла употребить слово «образование» или его глагольные формы: образовать, образуется, образуются. Заменив все выделенные синонимы словом «образование» или его глагольными формами, обнаружим, что один и тот же процесс, который мы назвали образованием, фактически приводит к различным результатам: от элемента до государства. И хотя возникает ощущение, что эти результаты не могут быть получены в одном и том же процессе, мы имеем основание сделать обобщение и относительно результата процесса образования, а именно: свести все многообразие конкретных результатов процесса образования к некоторому единству, к понятию, представляющему это многообразие результатов.
Если выделить из тех же высказываний простые суждения о результатах процесса образования, то можно обнаружить и результаты, которые называются словом «образование». Так, например, в высказываниях говорится:
об образовании живых образований;
об интеллектуальных образованиях ;
об идейных образованиях ;
о том, что умения – это сложные образования ;
о сознании как общественном образовании ;
о том, что субъект – это образование ;
о деятельности как сложном образовании .
То есть в таких высказываниях результат утрачивает некоторые особенности, поскольку их авторам важным представляется не качественное содержание результата, а нечто, что объединяет этот результат с другими или всеми результатами процесса образования.