Москва-третий Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 05:46, контрольная работа

Описание

Церковь всячески стремилась удержать удельную систему, сплачивая различные оппозиционные элементы, и прежде всего боярство. Московские князья проводили политику централизации, собирания Руси, и это породило целое идеологическое движение иосифлянства, в рамках которого протекал первоначальный процесс секуляризации, обмирщения русского национального самосознания.

Содержание

Введение 3
1. Возвышение Москвы. Московский « ренессанс» 4
2. Иосифлянство 6
3.Теория «Москва-третий Рим» 9
заключение 12
список используемой литературы и интернет источников 14

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

В своем "Послании к  великому князю Василию" Филофей  писал: "И да весть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесной Христианом царь". В качестве довода он прибегал к утверждению, что римская церковь перестала быть истинной вследствие проникновения в нее аполлинариевой ереси, а церковь "второго Рима" - Константинополя - сокрушена внуками агарян - турками. Светоч православия отныне переместился в Москву, и русские цари сделались его первой опорой и защитой. Филофей ставил перед Василием III две основные задачи: во-первых, миссионерскую - призывал обратить в христианство те народы в его царстве, которые еще не полагают "на себе право знамения честнаго креста"; во-вторых, церковную - советовал взять на себя заботу и управление духовными делами.

Стержень теории Филофея - идея провиденциализма: все происходящее в жизни людей и народов  определяется и свершается всевышней  и всесильной десницей Божьей; мощью  и промыслом его возводятся на престолы цари и достигают своего величия, созидаются и разрушаются царства, процветают и гибнут народы. В истории человечества нет и не может быть ничего случайного. По свидетельству пророков, которым был открыт промысел Божий, история человечества есть история мировых царств, чередующихся в порядке преемственности тех народов, которых Бог избирает орудием своих предначертаний. Круг исторических судеб человеческих закончится торжеством и гибелью трех мировых царств, трех Богом избранных народов; с гибелью последнего, третьего царства наступит конец мира, Страшный суд. Два из этих царств уже пали: ветхий Рим, а за ним и Рим новый, так как изменили православию. С их падением единственным хранителем богооткровенной веры осталось царство Русское. Это царство - третий и последний Рим.

Москва представлялась Филофею средоточием всего христианского мира, а великий князь московский - царем всех христиан. В его руках сосредоточивается вся полнота не только гражданской, но и духовной власти. Он является "браздодержателем святых Божиих церквей, свя- тыя православныя христианскыя веры содержателем". Подчеркивая исключительность возлагаемой на Василия III церковью ответственности, Филофей наставлял его: "Да аще добро устроиши свое царство - будеши сын света и гражданин вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти и ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианьская црьства снидоша в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инем не останется .". Старец предупреждал великого князя против проведения секуляризации церковных монастырских земель, призывая его любить Бога, а не серебро и золото, требовал исправления крестного знамения и т.д. Он лишь мимоходом останавливался на светских обязанностях московского государя - его прежде всего волновало могущество церкви, духовной иерархии.

В целом содержание теории "Москва - третий Рим" ограничивалось рамками религиозных проблем: идеи этой концепции касались не столько  политического могущества Руси, сколько  превосходства "истинного" русского православия. Учение Филофея не могло стать знаменем централизующегося государства, хотя многие положения ее были восприняты Иваном Грозным и особенно царем Алексеем Михайловичем.

Свое настоящее торжество  учение Филофея обрело в старообрядчестве, которое признавало псковского старца провозвестником "правой веры".

С новой силой интерес  к теории "Москва - третий Рим" вспыхнул в XX в.: идеологи русской православной церкви пытались использовать ее для религиозного обоснования сталинизма.

Заключение

XV-XVI вв. - это время  национально-государственного подъема Русского государства, центром которого, после почти двухвековой борьбы, окончательно стала Москва.

Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего  идейная борьба их духовных лидеров — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

В начале XVI в. монах Филофей  изложил в послании царю Василию III свою знаменитую теорию «Москва —  третий Рим». Появление теории  не было случайным. По времени оно совпало  не только с захватом турками Константинополя, но, что особенно важно, и с окончательным разгромом татаро-монгольских завоевателей. С этого времени Россия начинает укрепляться и утверждаться как важная мировая держава, народ которой стал спасителем западноевропейской цивилизации и культуры от разрушения. Теория «Москва — третий Рим», по существу, была призвана идеологически обосновать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.

Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного миссианства, особой миссии русского царства  и народа — идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа — первым этапом и первым содержательным элементом становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «русская идея»

В XV в. и, в особенности, в XVI в. древнерусское религиозно-философское  творчество достигло самых больших  вершин. Используя древние и новые  религиозно-мистические символы, русские  мыслители этого времени, по сути дела, определили историческое место Московского государства в бытие всего христианского мира. Уверенные в том, что истинное христианское благочестие во всем мире погибло, сузилось до пределов России, отечественные любомудры увидели единственный путь к спасению - Московское государство обязано духовно укрепиться и принять на себя Божественную миссию - спасти остальной "изрушившийся" мир. Именно эти идеи лежали в основе практически всех религиозно-философских произведений XV-XVI вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и источников

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии / Московский ренессанс. Иосифлянство

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская  философия истории: Курс лекций.   – М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1997. – 328 с.

Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобнаго отца нашего Иосифа, игумена Волоцкаго. Изд. 3-е. — Казань: Типо-литография Императорскаго Университета, 1896

Философия. Учебник для вузов / Под  общ. ред. В. В. Миронова

 

Интернет источники

http://www.philosoffine.ru/study-444-6.html

http://velikayakultura.ru/russkaya-filosofiya/istoriya-russkoy-filosofii-etapyi-     razvitiya-kratkiy-ekskurs

http://www.magister.msk.ru/library/philos/zenkov01.htm

http://azbyka.ru/library/levickij_ocherki_po_istorii_russkoj_filosofii.shtml#02

 

 




Информация о работе Москва-третий Рим