Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:22, доклад
В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;
1. В философии эпохи Возрождения
(XIV - XVII вв.) принято выделять следующие осн
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;
• социалистическо-утопическое.
2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая
философия сливалась с
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки человека
исключительно как
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение,
которое понимал как
3. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
• новая философская система, основанная на идеях Платона;
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
• не отрицали божественную природу
человека, но в то же время рассматривали
его как самостоятельный
• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями
неоплатонизма эпохи
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
• бесконечность сама по себе объединяет
противоположности, что доказывается
математически (вписанный в круг
квадрат при бесконечном
• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:
• возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
• признать за человеком полную свободу выбора;
• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
4. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить философию от теологии;
• формировали научное
• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
• Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
• все космические тела движутся по собственной траектории;
• космос бесконечен;
• процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
• Вселенная не имеет центра и бесконечна;
• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
• число миров во Вселенной бесконечно;
• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
• изобрел телескоп;
• с помощью телескопа исследовал небесные тела;
• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
• обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
• открыл спутники вокруг других планет;
• исследовал динамику падения тел;
• доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
• наблюдении;
• выдвижении гипотезы;
• расчетах воплощения гипотезы на практике;
• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
5. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками
возникновения данного
• кризис феодализма;
• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
• ослабление феодальной раздробленности,
становление европейских
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма;
• рост самосознания личности, индивидуализм;
• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Лидерами бюргерско-
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и
• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;