Направления философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:22, доклад

Описание

В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 31.81 Кб (Скачать документ)

• должен быть восстановлен авторитет  государственных институтов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни  верующих христиан;

• необходимо освободить культуру и  образование от засилья католических догм;

• необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в том, что  людям изначально предопределено Богом  либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что  именно они предопределены к спасению;

• выражением смысла жизни на Земле  для человека является профессия;

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и  место служения Богу;

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

• успех в работе — признак  богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое  религиозно-философское учение и  систематизировал идеи Лютера, но и  воплотил протестантизм на практике:

• возглавил реформационное движение в Женеве;

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

• провел реформы как внутри собственной  Церкви, так и в городе: были запрещены  пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение  украшений, был установлен строгий  пасторский надзор за населением, целью  которого было воспитание граждан в  духе аскетизма, пуританизма, добросовестного  отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий  Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

• необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего  царства" на земле;

• главная причина всех зол —  неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная  собственность и частный интерес;

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось  в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам  и пахарям".

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил  антикатолическую и революционную  по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение  католицизма в ряде государств и  религиозное размежевание в Европе:

• торжество различных направлений  протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной  Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

• сохранение католицизма в странах  Южной и Восточной Европы —  Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

6. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков  человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей  невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается  особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе  подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым  в действительности, поскольку при  соприкосновении с реальностью  данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками  либо противниками, а казна —  промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все  средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков  как средневековой, так и последующих  эпох.

7. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор  изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• не существует частной собственности;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность  общества (общественные склады) и затем  равномерно распределяются между всеми  жителями Утопии:

• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня  — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются  люди, проявившие особые способности  к наукам;

• самые грязные работы выполняют  рабы — военнопленные и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и женщины имеют  равные права (как и равные обязанности);

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в  собственность всего общества, а  затем равномерно распределяются между  его членами;

• труд совмещается с одновременным  обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема  до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят  с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается  в специальных школах, где обучается  наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит  пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий  всеми знаниями своей эпохи и  всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом  на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников  среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 


Информация о работе Направления философии Возрождения