Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:16, реферат
Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625–547 до н. э.), основателя милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении; “мир одушевлен и полон богов”
Натурфилософия в Древней Греции
Первым древнегреческим
философом принято считать
После смерти Фалеса во главе
Милетской школы стал Анаксимандр
(ок. 610–546 до н. э.). О его жизни
практически не сохранилось никаких
сведений. Считается, что ему принадлежит
работа “О природе”, о содержании которой
известно из сочинений последующих
древнегреческих мыслителей, среди
них – Аристотель, Цицерон, Плутарх.
Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать
как стихийно-
Анаксимандра, по-видимому, можно считать первым древнегреческим мыслителем, у которого встречается попытка пантеистического толкования мира. В отличие от Фалеса, который обожествлял природу, он уравновешивает, отождествляет природу с богом, в частности, это проявляется в его словах о том, что есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают, причем эти периоды продолжительны. Этими богами, по его мнению, являются бесчисленные миры. Он же выдвигает идею о бесчисленности миров, которые возникают и исчезают. Это подтверждается и его утверждением, что “эти миры– то разрушаются, то снова рождаются, причем каждый (из них) существует в течение возможного для него времени”.*
* Цит. по: Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, часть 1, С. 271.
Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.
Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем утверждении греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”.*
* Цит. по: Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, часть 1, С. 274.
Оригинальность Анаксимена
не в более убедительном обосновании
единства материи, а в том, что
возникновение новых вещей и
явлений, их разнообразие объясняются
им различными степенями сгущения воздуха,
благодаря чему образуются вода, земля,
камни и т. п., а из-за его разрежения
формируется, например, огонь. Появление
холода он объяснял как результат
сгущения воздуха, а тепла – как
следствие его сжижения. В результате
полного сгущения воздуха появляется
земля, а затем и горы. Такая
трактовка многообразия мира была более
глубокой и понятной, чем у его
предшественников, и не случайно именно
анаксименовская интерпретация
многообразия мира получила достаточно
широкое распространение в
Как и его предшественники,
Анаксимен признавал
Подводя итог, следует сказать,
что философы Милетской школы
заложили хороший фундамент для
дальнейшего развития античной философии.
Свидетельством этого служат как
их идеи, так и тот факт, что
все или почти все последующие
древнегреческие мыслители в
большей или меньшей степени
обращались к их творчеству. Существенным
является и то, что, несмотря на присутствие
в их мышлении мифологических элементов,
его следует квалифицировать
как философское. Они сделали
уверенные шаги по преодолению мифологизма
и заложили серьезные предпосылки
для нового мышления. Развитие философии
в итоге шло по восходящей линии,
что создавало необходимые
Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие был Гераклит Эфесский (ок. 54–540 до н. э. – год смерти неизвестен). Личность Гераклита весьма противоречива. Происходя из царского рода, он уступил наследуемый сан своему брату, а сам удалился в храм Артемиды Эфесской, посвятив свое время занятиям философией. Получив от персидского царя Дария Гистаспа приглашение приехать в Персию и познакомить его со своей философией, Гераклит ответил так: “Все живущие на земле смертные люди чужды истине и справедливости и дорожат неумеренностью и пустыми мнениями, следуя своему злому неразумению. Я же, достигнув забвения всего злого и избегая преследующей меня безмерной зависти и высокомерия великих мира сего, не поеду в Персию, довольствуясь малым и живя по-своему”.* Большинство народа он считал неразумным и тупым и лишь немногих хорошими. Для него один был равноценен десяти тысячам, если он наилучший. На склоне лет Гераклит удалился в горы и вел жизнь отшельника.
* Цит. по: Гегель Г. В.
Ф. Лекции по истории
Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”.
Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений.
Историческое место и значение Гераклита в истории не только древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был первым, как сказал Гегель, у кого “мы видим завершение предшествовавшего сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей– Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”.*
* Гегель Г. В. Ф. Лекци и по истории философии. Книга первая. Санкт-Петербург. 1993, С. 289.
В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь – тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
Диалектика, по Гераклиту, это
прежде всего изменение всего
сущего и единство безусловных
Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того, в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во вселенной, часть – в этом живом существе, просматривается идея совпадения абсолютного и относительного, целого и части.
О принципах познания Гераклита высказаться однозначно невозможно. (Кстати, еще при жизни Гераклита нарекли “темным” и это произошло не в последнюю очередь из-за сложного изложения им своих идей и трудности их понимания). По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать, что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного чувственного знания налицо. С другой стороны – общий и божественный разум, через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием истины, а посему доверия заслуживает то, что всем представляется всеобщим, обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и божественному разуму.
Натурфилософия в Древней Греции
Гераклит
Выдающимся представителем
древнегреческой философии, внесшим
заметный вклад в ее становление
и развитие, был Гераклит Эфесский
(ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти
неизвестен). Основное, а возможно, единственное
произведение Гераклита, которое дошло
до нас в отрывках, согласно одним
исследователям, называлось “О природе”,
а другие называли его “Музы”. Анализируя
философские взгляды Гераклита,
нельзя не видеть, что как и его
предшественники, он в целом остался
на позициях натурфилософии, хотя некоторые
проблемы, например диалектики, противоречия,
развития им анализируются на философском
уровне, т. е. уровне понятий и логических
умозаключений. Историческое место
и значение Гераклита в истории
не только древнегреческой философии,
но и всемирной заключается в
том, что он был первым, как сказал
Гегель, у кого “мы видим завершение
предшествовавшего сознания, завершение
идеи, ее развитие в целостность, представляющую
собой начало философии, так как
она выражает сущность идеи, понятие
бесконечного, в себе и для себя
сущего, как то, что оно есть, а
именно как единство противоположностей
— Гераклит первый высказал навсегда
сохранившую ценность идею, которая
вплоть до наших дней остается одной
и той же во всех системах философии”.
В основе всего сущего, его первоначалом,
первовеществом Гераклит считал первоогонь
— тонкую, подвижную и легкую
стихию. Мир, Вселенную не создал никто
ни из богов, ни из людей, но она всегда
была, есть и будет вечно живым
огнем, согласно своему закону, вспыхивающим
и угасающим. Огонь рассматривается
Гераклитом не только как сущность
всего сущего, как первая сущность,
как первоначало, но и как реальный
процесс, в результате чего благодаря
разгоранию или угасанию огня появляются
все вещи и тела. Диалектика, по Гераклиту,
это прежде всего изменение всего
сущего и единство безусловных