Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:02, реферат
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА
1.1. Основные концепции науки;
1.2. Функции науки;
2. ФИЛОСОФИЯ
2.1. Философия – это наука;
2.2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное знание и мир науки
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА
1.1. Основные концепции науки;
1.2. Функции науки;
2. ФИЛОСОФИЯ
2.1. Философия – это наука;
2.2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология. [ 2 ]
Тенденции развития человечества
последних десятилетий в
Если попробовать
Однако техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день происходят аварии регионального масштаба, климатические, экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативные явления. Однако это лишь одно форма проявления влияния техногенолиза на человека, - та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить. На мой взгляд, существует и другая - невидимая, непрямая форма влияния техногенолиза; а как известно, самый страшный враг – это невидимый. Рассмотрению именно этой второй формы влияния посвящена представленная ниже работа «Философия и наука».
Поскольку не существует общепринятых
определений терминов «наука» и
«философия», то, по мнению автора, необходимо
подробно остановится на их рассмотрении,
так как для анализа
Таким образом, целью данной работы является представление своего видения влияния техногенолиза на человека; исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.
1. НАУКА
Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «наука».
1.1. Основные концепции науки
Современная наука возникла
в Европе в период XV-XVII вв. Являясь
особой формой познания мира и его
преобразования, наука сформировала
понимание того, что есть мир, природа,
как можно и должно относиться
человеку к ним. Совершенно очевидно,
что научное воззрение на мир
могло утвердиться в обществе
только потому, что оно было уже
готово принять это воззрение
как нечто само собой разумеющееся.
Следовательно, в период разрушения
системы феодального
С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. [ 2 ]
В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука – это и творческая
деятельность по получению нового знания
и результат такой
Науковеды характеризуют
науку и как систему знаний
(форму общественного сознания)
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.
В логико-гносеологическом плане
в соответствии с многовековой традицией
наука рассматривается как
Логико-гносеологическая трактовка
науки обусловливается как
общественно-историческими
Всё возрастающая роль науки
в развитии общества, изменение её
социального статуса рост числа
лиц, занятых трудом в научном
производстве, усиливающиеся потребности
научно-исследовательской
Логико-гносеологический аспект
имеет известное значение для
понимания науки, для разработки
концепции научного знания, но он все
же односторонен, его познавательные,
методологические и эвристические
возможности существенно
Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
В современной философской,
социологической и
В частности, в" Философском энциклопедическом словаре" читаем: "Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности" [ 2 ].
Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки
достигается посредством
Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Нередко исследователи, характеризуя науку как социальный институт, понимают под последним относительно самостоятельную социальную систему (подсистему) Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: "Социология науки исследует науку именно как своеобразный социальный институт (социальную систему) со своими специфическими внутренними взаимодействиями, институтами, находящимися в неразрывной связи и взаимодействием с остальными видами человеческой деятельности, с системой общества в целом".
Альтернатива - чем является наука системой знаний, видом человеческой деятельности или социальным институтом - является надуманной. Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. Автор придерживается системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве особой профессиональной деятельности, области духовного производства, определенного социального института, специфической социальной подсистемы общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.
1.2. Функции науки
Функциональный анализ науки - составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы управления социальными процессами".
В литературе, касающейся данной области исследований, основные функции науки обычно представлены в такой последовательности: познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.
В качестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания.
Думается, что главные функции науки следующие:
1) познавательная функция
задана самой сутью науки,
2) мировоззренческая функция безусловно тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,. исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
3) производственная,
технико-технологическая
4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна
разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо -регулятивного процесса,. консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;