Научное знание и мир науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:02, реферат

Описание

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. НАУКА
1.1. Основные концепции науки;
1.2. Функции науки;
2. ФИЛОСОФИЯ
2.1. Философия – это наука;
2.2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

научое знание и мир науки.docx

— 37.35 Кб (Скачать документ)

 

Несомненно, что ученые, как  члены общества, к тому же наиболее осведомленные о возможностях науки, должны обеспечить использование её достижений в гуманных целях, на благо  общества и человека.

 

В настоящее время значительно  возрастает роль социально-этических  и гуманистических аспектов развития и функционирования науки. Они не являются чисто внешним моментом, а входят в само "тело" науки  как необходимая часть, как "условие  мыслимости" и эффективной реализации истины.

 

Ценностная ориентация ученого  сопровождает его творчество, в значительной мере определяет стратегию, ход и  результат научного исследования.

 

Чисто прагматически - конъюнктурные,   сциентистские  ориентации ученых ныне дискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, даже стали  просто социально опасными.    Ученые несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса.

 

В этой связи хочется особо  отметить то, что под влиянием глобального  техногенолиза человечество все более расслаивается в сфере интеллектуального развития; с преобладанием, на взгляд автора, представителей машинного (алгоритмичного) мышления и представителей критинизма. Людей созидательного мышления становится все меньше. Для решения данной проблемы автор призывает мобилизовать все возможности влияния ФИЛОСОФИИ; начать, безусловно, необходимо с решения основополагающего вопроса – повышения этики ученого.

 

Профессиональная этика  ученых представляет собой целостную  систему определенных норм,   принципов, предписаний, запретов и правил научной  деятельности, общения и поведения  научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

 

В научно-исследовательской   работе от ученого требуются преданность  науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность, критическое  отношение к догмам,   ко всякого рода авторитетам,   критически - рефлексивное мышление (преимущественно касается первого вида отношений),    уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность,   корректность   в   научном   споре,   полемике   и   дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь,  авторитетность.

 

В науке должны осуждаться и считаться недопустимыми научная  недобросовестность, нечестность, необъективность, субъективизм, беспринципность, догматизм, схоластика, плагиат, монополия на производство и распространение научного знания, конъюнктура, административно-командные  формы и методы управления, зажим, критика и борьба мнений, наклеивание  своим   коллегам   различных   ярлыков,   преследование инакомыслящих  ученых, отсутствие свободы в научном  творчестве, карьеризм. К сожалению, многие из этих негативных явлений пока существуют в   научной деятельности. Здесь хотелось бы специально подчеркнуть, что непременным условием и движущей силой развития науки являются свобода творчества, плюрализм, критика и борьба мнений,  диалог и взаимопонимание между учеными.   Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда, обеспечивают существование в науке творческого, поискового и новаторского духа производство нового научного знания в значительной мере предохраняют науку от заблуждений и ошибок, субъективизма, догматизма, отживших стереотипов и норм. монополии "официозов" и пр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результатом проведения работы является изложение наиболее принятых суждений по тематике реферата, их анализ и рассмотрение вопросов их применимости к реалиям сегодняшнего дня. Также  автор работы предлагает свою точку  зрения по наиболее острым и спорным  положениям работы, предлагает свои рекомендации по их разрешению.

 

Автор надеется, что сумел  воспроизвести достаточную для  полного видения вопроса картину, а также на то, что читатель в  дальнейшем будет опираться на те положения работы, которые покажутся ему логически обоснованными и интересными. Помимо этого автор работы хотел бы думать, что сумел донести всю остроту проблемы гуманизации науки, пагубности техногенолиза; акцентирую внимание на том, что считаю необходимым повышать влияние философии на человека, даже учитывая неоднозначное отношение к ней. Философия, - это как мороженное – кто-то его любит, кто-то нет, кто-то равнодушен. Нои для тех и для других, это что-то своё: для первых мороженное ассоциируется с продавщицей, продавшей испорченной товар, или  с болезнью, которую перенес после того, как съел мороженное. Для вторых, мороженное - это сливочная, шоколадная фруктовая «вкуснятина» или воспоминания о прошедшем лете или о праздничном застолье с присутствием мороженного с ягодками или воспонимания о детстве и кафе с обязательным мороженным в стаканчике или … , то есть для первых, вторых, третьих … десятых ЭТО что-то своё. Так и философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего – то, на чем основывается его жизнь (а жизнь то у каждого своя и автору данной работы не приходилось встречать в научной литературе формулу жизни) и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал… .

 

Философия – это как  Бог (образ Бога) для каждого человека свой. Кстати, и Бог – это тоже философия; каждый верующий человек придумывает себе образ, который ему кажется могущественным и который будет помогать ему, который будет понимать его.

 

Если же обратиться к технической  сущности автора и попробовать представить  ФОРМУЛУ ФИЛОСОФИИ, то последний видит философию так:

 

N • K = Н, где 

 

N – Неизвестность,

 

К – Философия;

 

Н – Научное знание.

 

ТЕОРЕМА: Философия – это  коэффициент пропорциональности, по средствам которого неизвестное  становиться (заполняется) известным (понятым), то есть научным знанием.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.   Орешников И.М.  – Философия науки и техники,  Уфа: Изд-во УГНТУ,1999,-127с.

 

2.   Философия: учебник  для высших учебных заведений.  – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 – 576с. 

 

3.   Философский энциклопедический  словарь. – М.: Сов.Энциклоп., 1983. – 840с.

 

4.   А.Г. Спиркин –  Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.

 

 


Информация о работе Научное знание и мир науки