Научные революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Описание

19 февраля 1473 года в купеческой семье в г. Торуне (Польша) родился Николай Коперник. В последствии, ставшим автором гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Термин революция в научный язык вошел из названия его книги «О вращениях небесных сфер» - «De revolutionibus orbium coelestium», опубликованной в 1543 году.
В настоящее время принято различать следующие революции:
-революция в развитии общества;

Содержание

Введение 2
Теория научных революций Т. Куна 5
Смена парадигм и возникающие противоречия 9
Виды научных революций 11
Заключение 14
Библиографический список 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат научные революции.docx

— 42.24 Кб (Скачать документ)

   Из  всего вышеперечисленного очевидно, что научная революция, а точнее момент ее возникновения и дальнейшее течение характеризуется противостоянием  двух парадигм – интеллектуальным процессом, происходящим внутри научного сообщества, плохо формализуемым, неоднозначным, приводящим к однозначному результату. Другими словами, каждый из двух ученых может придерживаться своей точки  зрения, и не окаждой из точек нельзя сказать, что мнения одного или другого ошибочно, так как эти точки зрения научны. В своей книге Т. Кун формулирует вывод: «Нет никакого нейтрального алгоритма для выбора теории, нет систематической процедуры принятия решения, правильное применение которой привело бы каждого индивидуума данной группы к одному и тому же решению».

   Вокруг  теории Т. Куна о структуре научных  революций развернулась полемика. Карл Поппер в статье «Нормальная наука  и опасности, связанные с ней», не согласился с Т. Куном в том, что «в норме» в каждой научной  области существует лишь одна преобладающая  теория  «парадигма» и что история науки представляет собой последовательное господство теорий, чередующихся с революционными периодами «экстраординарной»  науки. К. Поппер указывал, что метод науки в норме, в том числе и в периоды преобладания господствующей догмы – это метод смелых предположений и критики. Всегда имеется возможность сравнения парадигм, которое отрицается Т. Куном, и проведения критического философского их анализа.

   Парадигма – это как  бы «концептуальный  каркас наших теорий, ожиданий, предшествующего  опыта и языка. К. Поппер считал неверным утверждение о том, что разные парадигмы подобны взаимно непереводимым  языкам. 

   Однако  основное достижение Т.Куна состоит в том, что он нашел 
новый подход к раскрытию природы науки и ее прогресса. В отличие от 
К.Поппера, который считал, что развитие науки можно объяснить исходя 
только из логических правил, Т. Кун вносил в эту проблему “человеческий” 
фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические 
мотивы.

  1. Виды научных революций.

   С появлением новой парадигмы, предыдущие понятия, теории и методы оказываются  в противоречии с новыми результатами теоретических или эмпирических исследований. В связи с чем нам необходимо определиться в том, что научные революции подразделяются на большие и малые виды революций, которые в свою очередь подразделяются на внутридисциплинарные (местные), междисциплинарные и  глобальные.

   Внутридисциплинарные  механизмы научных  революций – происходят в рамках отдельных научных дисциплин. Которые, как правило связаны с качественными преобразованиями и изменениями картины мира, наблюдаемые в истории наук. Например механика Ньютона в физике, теория относительности. Первая революция произошедшая в физике связана с возникновением механики, вызванным переходом к экспериментальному изучению простейшей формы движения материи – механического перемещения земных небесных тел в пространстве с течением времени. Но теоретические принципы и картины мира механики оказались неприменимы для исследования электрических и магнитных явлений – новая картина мира. Революционные изменения, связанные с возникновением теории относительности, коренным образом изменили прежние, классические представления о пространстве и времени.

   Механизмами научных революций чаще всего  служат переходы к изучению новых  объектов и применение новых методов  исследования. Этому процессу может  предшествовать изобретение новых  средств наблюдения, эксперимента.

   Междисциплинарные взаимодействия.

   В ходе развития науки, а особенно в  период  внедрения новой парадигмы, осуществляется взаимодействие одного  научного сообщества с представителями  других дисциплин. В результате такого взаимодействия происходил обмен научными идеями, способами, методами, правилами исследования. А также ориентация нового знания на уже имеющуюся парадигму. В ХVII – XVIII веках ведущее место в естествознании занимала механика, что явилось основанием к применению ее теоретических принципов, законов, и методов исследования на иные научные сферы, не связанные с механикой.   

   Глобальные  революции.

   Характерным примером данного вида революции, является революция в естествознании. И связывают с возникновением опытного естествознания, перешедшее от априорных натурфилософских и схоластических рассуждений о природе, к опытному, экспериментальному ее изучению. В виду того, что в античном мире и в средние века систематическое изучение природы научными методами отсутствовало. В связи с чем с наступлением нового времени возникла необходимость в изучении простейшей формы движения материи – простого перемещения земных и небесных тел в пространстве с течением времени.

   С наступлением XIX века происходит смена ориентирования с механической, на собственную парадигму исследования, так называемый переход к дисциплинарно организованной науке. В ходе формирования собственной парадигмы создаются другие концепции, нормы, методы. Происходит дифференциация научного знания, разграничения сфер исследования конкретных наук. Однако данные обстоятельства не приводят к изменению характерных особенностей классического естествознания.         Выделяют следующие особенности:

   - исходные понятия естествознания, получены путем абстрагирования  от чувственных данных опыта,  с помощью индуктивного обобщения  результатов;

   - законы имеют универсальный характер  и математически выражаются с  помощью дифференциальных уравнений;

   - строгий детерминизм, предсказания  на основе законов;

   - исключение случайности – случайность- причину чего еще не выяснили;

   - принцип редукционализма, т.е.  сведение сложных явлений к  более простым.

   Переход к исследованию сложных и эволюционных систем из большего числа элементов в XIX веке  совпал с открытием теории относительности   Эйнштейном и знаменует собой эру третьей глобальной революции.

             

            Заключение

      Несмотря  на то, что прошло достаточное время  с момента появления   концепции  Т. Куна о структуре научных революций, она остается интересной и небесполезной схемой (моделью) того, каким образом и благодаря чему идёт замена научных теорий и систем взглядов (парадигм) новыми, радикально меняющими взгляд на мир теориями или способами научного мышления. Принимая во внимание интерпретацию данной концепции, становится  очевидным, что и сама концепция Т. Куна обязательно пройдет путь парадигм и в последующем будет сменена другим механизмом развития научного знания.

      Понимание структуры научных революций  востребовано как научными деятелями, так и практическими работниками  и имеет отношение к самым  разным сторонам и событиям их  жизни.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Библиографический список:

  1. Большой словарь иностранных слов. Интернет ресурс сайта  http://www.megaslov.ru/html/r/revol7ci8.html
  2. В. А . Леглер . Научные революции при социализме. Интернет ресурс сайтаhttp://www.socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/Legler/Legler_Gl2.htm
  3. К. Поппер логика и рост научного знания. Составление, общая редакция и вступительная статья доктора философских наук В.Н. Садовского. Москва, «Прогресс», 1983 г. 605 с.
  4. Лебедев С.А.  Современная философия науки: Дидактические схемы и словарь: Учебное пособие. Воронеж, 2010 г. -384 с.
  5. Т. Кун.. Структура Научных революций /пер с английского И.З. Накетова. – М. АСТ Москва, 2009 – 317.
  6. Ф. Бэкон. Соч., т. 2, 1972 г.
  7. Фейербах Л. История философии, т. 3, 1974 г.

Информация о работе Научные революции