Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:45, реферат
19 февраля 1473 года в купеческой семье в г. Торуне (Польша) родился Николай Коперник. В последствии, ставшим автором гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Термин революция в научный язык вошел из названия его книги «О вращениях небесных сфер» - «De revolutionibus orbium coelestium», опубликованной в 1543 году.
В настоящее время принято различать следующие революции:
-революция в развитии общества;
Введение 2
Теория научных революций Т. Куна 5
Смена парадигм и возникающие противоречия 9
Виды научных революций 11
Заключение 14
Библиографический список 15
Из
всего вышеперечисленного очевидно,
что научная революция, а точнее
момент ее возникновения и дальнейшее
течение характеризуется
Вокруг теории Т. Куна о структуре научных революций развернулась полемика. Карл Поппер в статье «Нормальная наука и опасности, связанные с ней», не согласился с Т. Куном в том, что «в норме» в каждой научной области существует лишь одна преобладающая теория «парадигма» и что история науки представляет собой последовательное господство теорий, чередующихся с революционными периодами «экстраординарной» науки. К. Поппер указывал, что метод науки в норме, в том числе и в периоды преобладания господствующей догмы – это метод смелых предположений и критики. Всегда имеется возможность сравнения парадигм, которое отрицается Т. Куном, и проведения критического философского их анализа.
Парадигма
– это как бы «концептуальный
каркас наших теорий, ожиданий, предшествующего
опыта и языка. К. Поппер считал неверным
утверждение о том, что разные
парадигмы подобны взаимно
Однако
основное достижение Т.Куна состоит в
том, что он нашел
новый подход к раскрытию природы науки
и ее прогресса. В отличие от
К.Поппера, который считал, что развитие
науки можно объяснить исходя
только из логических правил, Т. Кун вносил
в эту проблему “человеческий”
фактор, привлекая к ее решению новые,
социальные и психологические
мотивы.
С появлением новой парадигмы, предыдущие понятия, теории и методы оказываются в противоречии с новыми результатами теоретических или эмпирических исследований. В связи с чем нам необходимо определиться в том, что научные революции подразделяются на большие и малые виды революций, которые в свою очередь подразделяются на внутридисциплинарные (местные), междисциплинарные и глобальные.
Внутридисциплинарные механизмы научных революций – происходят в рамках отдельных научных дисциплин. Которые, как правило связаны с качественными преобразованиями и изменениями картины мира, наблюдаемые в истории наук. Например механика Ньютона в физике, теория относительности. Первая революция произошедшая в физике связана с возникновением механики, вызванным переходом к экспериментальному изучению простейшей формы движения материи – механического перемещения земных небесных тел в пространстве с течением времени. Но теоретические принципы и картины мира механики оказались неприменимы для исследования электрических и магнитных явлений – новая картина мира. Революционные изменения, связанные с возникновением теории относительности, коренным образом изменили прежние, классические представления о пространстве и времени.
Механизмами научных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. Этому процессу может предшествовать изобретение новых средств наблюдения, эксперимента.
Междисциплинарные взаимодействия.
В
ходе развития науки, а особенно в
период внедрения новой парадигмы,
осуществляется взаимодействие одного
научного сообщества с представителями
других дисциплин. В результате такого
взаимодействия происходил обмен научными
идеями, способами, методами, правилами
исследования. А также ориентация нового
знания на уже имеющуюся парадигму. В
ХVII – XVIII веках ведущее место в естествознании
занимала механика, что явилось основанием
к применению ее теоретических принципов,
законов, и методов исследования на иные
научные сферы, не связанные с механикой.
Глобальные революции.
Характерным примером данного вида революции, является революция в естествознании. И связывают с возникновением опытного естествознания, перешедшее от априорных натурфилософских и схоластических рассуждений о природе, к опытному, экспериментальному ее изучению. В виду того, что в античном мире и в средние века систематическое изучение природы научными методами отсутствовало. В связи с чем с наступлением нового времени возникла необходимость в изучении простейшей формы движения материи – простого перемещения земных и небесных тел в пространстве с течением времени.
С наступлением XIX века происходит смена ориентирования с механической, на собственную парадигму исследования, так называемый переход к дисциплинарно организованной науке. В ходе формирования собственной парадигмы создаются другие концепции, нормы, методы. Происходит дифференциация научного знания, разграничения сфер исследования конкретных наук. Однако данные обстоятельства не приводят к изменению характерных особенностей классического естествознания. Выделяют следующие особенности:
-
исходные понятия
-
законы имеют универсальный
-
строгий детерминизм,
-
исключение случайности –
- принцип редукционализма, т.е. сведение сложных явлений к более простым.
Переход к исследованию сложных и эволюционных систем из большего числа элементов в XIX веке совпал с открытием теории относительности Эйнштейном и знаменует собой эру третьей глобальной революции.
Заключение
Несмотря на то, что прошло достаточное время с момента появления концепции Т. Куна о структуре научных революций, она остается интересной и небесполезной схемой (моделью) того, каким образом и благодаря чему идёт замена научных теорий и систем взглядов (парадигм) новыми, радикально меняющими взгляд на мир теориями или способами научного мышления. Принимая во внимание интерпретацию данной концепции, становится очевидным, что и сама концепция Т. Куна обязательно пройдет путь парадигм и в последующем будет сменена другим механизмом развития научного знания.
Понимание
структуры научных революций
востребовано как научными деятелями,
так и практическими