Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:57, реферат
Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение науки: НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 11
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 11
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, - писал Ф. де Ларошфуко, - сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее».
В отношении науки этот тезис вдвойне справедлив.
Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение науки: НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Наука по самой своей сути
явление социальное. Она создаётся
обществом учёных на протяжении уже
более двух тысяч лет, и представляет
собой не только отношение учёного
к познаваемой им действительности,
но и определённую систему взаимосвязей
между членами научного сообщества. В
науке существует свой специфический
образ жизни, регулируемый системой, как
правило, но передаваемых по традиции
норм, своя система ценностей.
Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих учёных, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного научного сообщества, объединённого профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах.
Теоретическое знание, в котором на первый план выдвигалось его объективная и логическая убедительность, впервые возникло в древней Греции. Фалес, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель и другие ввели в практику мыслительных действий систему абстрактных понятий, определивших основы доказательного способа изложения полученных сведений о законах мироздания. В эллинистический период от натурфилософии отделилась самостоятельная теоретическая система в области математики (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей), медицины (Гиппократ) и т.д.
В средневековье большую роль в создании базы для науки сыграло развитие алхимии и астрологии. Алхимия заложила традицию опытного изучения природных веществ и соединений, чем подготовила почвы для возникновения химии, а астрология стимулировала систематические наблюдения за небесными светилами, чем содействовала накоплению знаний в области астрономии.
Окончательное оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - начале 18 вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось систематическое издание научных журналов. До этого сохранение и воспроизводство науки как самостоятельного социального образования осуществлялись преимущественно неформальным образом - путём традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения учёных.
Российская Академия наук была основана указом Петра 1 от 28 января 1724 года. Её торжественное открытие состоялось 27 декабря 1725 года. Уже в 19 веке Российская Академия стала центром русской науки и заняла одно из первых мест среди академий других стран. С ней связаны все значительные научные открытия и деятельность крупных учёных России того времени.
До конца 19 века наука в мире оставалась "малой", занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 веков возникает новый способ организации науки - крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Тем самым происходит превращение "малой" науки в "большую". Современная наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области наука превращается в одну из ведущих сфер социального управления. Производство новых знаний стало неотъемлемым элементом совокупного общественного продукта. Доступ же к этому совокупному общественному продукту для представителей науки теперь обеспечивался только через вознаграждение за участие в научной работе и полученные в ней результаты.
С этого времени стал формироваться
совершенно новый тип человека науки.
Научная деятельность из увлечения превратилась
в профессию.
Таблица 1
Динамика развития российской науки
Год |
Число научных организаций |
Число научных и научно- педагогических кадров тыс. чел. |
Примечание 1 |
1727 1730 |
1 |
84 члена РАН |
Россия |
158 членов РАН |
Россия | ||
1913 |
298 |
11,6 |
Россия |
1917 |
290 |
10,1 |
Россия |
1929 |
1263 |
30,5 |
СССР |
1940 |
2359 |
98,3 |
СССР |
1950 |
4347 |
162,5 |
СССР |
1960 |
4196 |
354,2 |
СССР |
1970 |
5182 |
927,7 |
СССР |
1980 |
4938 |
1373,3 |
СССР |
1990 |
7973 |
1985,6 |
СССР |
1991 |
4564 |
1079,1 |
РФ |
1992 |
4555 |
804,0 |
РФ |
1994 |
3968 |
525,3 |
РФ |
1997 |
4137 |
455,1 |
РФ |
2000 |
4145 |
436,2 |
РФ |
С расколом мира на два лагеря
после Великой Октябрьской
Развитию науки присущ кумулятивный характер, то есть на каждом историческом этапе происходит обобщение, переосмысление и уточнение достижений предшествующих этапов. Такая преемственность предопределяет единую линию поступательного развития науки.
Вся история науки это
сложное диалектическое сочетание
процессов дифференцирования и интегрирования.
Тенденция дифференцирования обусловлена
тем, что наука осваивает всё новые и новые
предметы области объективной действительности,
что естественно ведет к дальнейшему,
до определённого рубежа, дроблению научных
дисциплин. Этот процесс стимулируется
самим фактом включённости науки в общественное
разделение труда. Тенденция интеграции
определяется необходимостью синтеза
получаемых знаний. Она реализуется в
переходе от предметных исследований
к междисциплинарной проблемной ориентации.
Взаимосвязь научных направлений проявляется в сотрудничестве их представителей, обеспечивающих глубокое проникновение в суть на отдельных участках при широте фронта исследований.
По направлению и целям исследовательской деятельности научные дисциплины подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная наука занимается познанием законов и закономерностей развития природы, общества и мышления. В большинстве случаев она ориентирован анна безотносительное и безадресное использование производимых ею знаний, в то время как непосредственные задачи прикладной науки заключаются в применении полученных результатов для решения конкретных практических задач.
Наряду с естественными и техническими науками всё большее значение в современном обществе приобретают общественные науки, задающие определённые ориентиры для его развития и изучающие человека во всём многообразии его проявлений. На этой основе происходит всё большее сближение естественных, технических и общественных наук.
В условиях современной науки первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием науки. Концентрация и централизация науки вызвала к жизни появление общенациональных и международных научных организаций и центров, систематическую реализацию крупных международных проектов. В системе государственного управления сформировались специальные органы руководства науки. На их базе складывается механизм научной политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие науки. Первоначально организация науки была почти исключительно привязана к системе университетов и других высших учебных заведений и строилась по отраслевому признаку. В 20 веке широко развиваются специализированные исследовательские учреждения. Обнаружившаяся тенденция к снижению удельной эффективности затрат на научную деятельность, особенно в области фундаментальных исследований, породила стремление к новым формам организации науки. Получает развитие такая форма организации науки, как научные центры отраслевого - и комплексного характера. Возникают исследовательские подразделения, построенные по проблемному принципу. Для решения конкретных научных проблем, часто имеющих междисциплинарный характер, создаются специальные творческие коллективы, состоящие из проблемных групп и объединяемые в проекты и программы. Централизация в системе руководства науки всё чаще сочетается с децентрализацией, автономией в проведении исследований. Широкое распространение получают неформальные проблемные объединения учёных - так называемые невидимые коллективы. Наряду с ними в рамках "большой" науки продолжают существовать и развиваться такие неформальные образования, как научные направления и научные школы, возникшие в условиях "малой" науки. В свою очередь, научные методы всё более применяются как одно из средств организации и управления в других областях деятельности. Массовый характер приобрела научная организация труда (НОТ), которая становится одним из главных рычагов повышения эффективности общественного производства. Внедряются автоматические системы управления производством (АСУ), создаваемые с помощью ЭВМ и кибернетики. Объектом научного управления всё в большей мере становится человеческий фактор, прежде всего в человеко-машинных системах. Результаты научных исследований используются для совершенствования принципов управления коллективами, предприятиями, государством, обществом в целом.
Важное значение в понимании места и роли науки в обществе имеют социальные цели и технологии научной деятельности, посредством которых реализуется ее социальное назначение. В связи с этим существует два диаметрально противоположных подхода к вопросам организации науки и научной деятельности.
Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) абсолютизирует стиль и общие методы так называемых точных наук, саму науку объявляет высшей культурной ценностью и отрицает общественную значимость социально-гуманитарной проблематики. Следствием такого подхода оказывается нигилистически высокомерное отношение к эстетическим и нравственным ценностям общества. Социальным идеалом сциентизма является общество, во главе которого стоят «люди науки», способные бесконфликтным, эволюционным путем привести социальное целое в состояние гармонического равновесия. Механицизм, физикализм и другие подобные методы нашли свое отражение в идее «социальной инженерии», составляющей теоретическую базу сциентизма.
Антисциентизм исходит из положения о необходимости
жесткого ограничения места и роли науки
в решении коренных человеческих проблем
и отказывает ей в положительном влиянии
на культуру. Если сциентизм видит в науке
первопричину прогресса, то антисциентизм
объявляет ее виновницей всех бедствий
социального развития. Речь идет, в частности,
о созданных на основе научных достижений
средствах массового уничтожения людей,
бесчеловечных экспериментах в социальном
управлении и т.д. Поэтому антисциентизм
настаивает на недопустимости превращения
человека в объект рационально-теоретического
анализа.
Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.
Институт предполагает
действующий и вплетенный в
функционирование общества