Наука как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:57, реферат

Описание

Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение науки: НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 11
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Наука как социальный институт!.docx

— 43.68 Кб (Скачать документ)
  • универсализм – внеличностный характер, объективная природа научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами; интернациональный и демократичный характер науки.
  • коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;
  • бескорыстие, обусловленное общей целью науки – постижением истины; бескорыстие в науке должно преобладать над любыми соображениями престижного порядка, личной выгоды, круговой поруки, конкурентной борьбы и пр.;
  • организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру, и момент отрицания полученных результатов является неустранимым элементом научного поиска.

Позднее Б. Барбер добавил еще 2:

  • рационализм - наука стремится не просто к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу, высший арбитр - разум.
  • эмоциональную нейтральность - запрещены эмоции, личные симпатии, антипатии...

 Процесс институциализации  науки свидетельствует о ее  самостоятельности, об официальном  признании роли науки в системе  общественного разделения труда,  о претензии науки на участие  в распределении материальных  и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

 • совокупность знаний  и их носителей;

 • наличие специфических  познавательных целей и задач;

 • выполнение определенных  функций;

 • наличие специфических  средств познания и учреждений;

 • выработка форм  контроля, экспертизы и оценки  научных достижений;

 • существование определенных  санкций.

Э. Дюркгейм особо подчеркивал  принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

 Для современного институционального  подхода характерен учет прикладных аспектов науки. Нормативный момент теряет доминирующее место, и образ «чистой науки» уступает образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения новых направлений научных исследований и научных специальностей, формирование соответствующих им научных сообществ, выявление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Исследования Мертона раскрыли зависимость современной науки от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. Было показано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей. Набор базовых - ценностей варьируется, однако в настоящее время ни один из научных институтов не будет сохранять и воплощать в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения, так же, как и связь науки с паранаучными видами знания. 

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ 

Социальный институт –  историческая форма организации  и регулирования общественной жизни. С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общественной жизни, осуществляется интеграция действий и отношений индивидов, достигается сплоченность социальных групп и слоев. Социальные институты в сфере культуры включают науку, искусство и др.

Наука как социальный институт – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей; одна из форм общественного сознания.

Наука как социальный институт на всех его уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей, обязательных для людей науки.

Говоря о современной  науке в её взаимодействиями с  различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три  группы выполняемых её социальных функций:

1) функции культурно-мировоззренческие, 

2) функции науки как  непосредственной производительной силы

3) функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Важной стороной превращения  науки в производительную силу явилось  создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний. Появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причём вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

Возрастающая роль науки  в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Взаимоотношения науки как  социального института и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества и, в свою очередь, дает обществу то, что необходимо для прогрессивного развития последнего.

Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурными особенностями научной деятельности являются:

- универсальность (общезначимость  и «общекультурность»),

- уникальность (инновационные  структуры, создаваемые научной  деятельностью, неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),

- нестоимостная производительность (творческим действиям научного  сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),

- персонифицированность  (как и всякое свободное духовное  производство, научная деятельность  всегда личностна, а приемы  ее индивидуальны),

- дисциплинированность (научная  деятельность регулируется и  дисциплинируется как научное исследование),

- демократизм (научная  деятельность немыслима вне критики  и свободомыслия),

- коммунальность (научное  творчество есть сотворчество, научное  знание кристаллизуется в разнообразных  контекстах общения – партнерстве,  диалоге, дискуссии и т.д.).

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука как социальный институт включает в себя:

1)ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;

2)разделение и кооперацию  научного труда: четко налаженную  и эффективно действующую систему  научной информации;

3)научные организации  и учреждения, научные школы и  сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную  структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

– совокупность знаний и  их носителей;

– наличие специфических  познавательных целей и задач;

– выполнение определенных функций;

– наличие специфических  средств познания и учреждений;

– выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

– существование определенных санкций.

Наука может быть определена как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами:

  • объективная предметность (эмпирическая или теоретическая)
  • общезначимость
  • обоснованность (Эм или Т)
  • определенность
  • точность
  • проверяемость (эмпирическая или логическая)
  • воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная)
  • объективная истинность

полезность (практ или  теорет) 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие – ИНФРА – М Новосибирск, 2002.
  2. Купцов И.В. Философия и методология науки. Часть 1. - М.: SvR – Аргус, 1994.
  3. Купцов И.В. Философия и методология науки. Часть II. - М.: SvR – Аргус, 1994.
  4. Степин С.В., Горохов  Г.В., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Контакт – Альфа, 1995.
  5. Лапина И., Маталина Е., Секачев Р., Троицкая Е., Хайбуллина Л., Ярина Н. Большой энциклопедический словарь – М.:  АСТ, 2008.
  6. Вебер М. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990.

 

 


Информация о работе Наука как социальный институт