Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:57, реферат
Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение науки: НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 11
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Позднее Б. Барбер добавил еще 2:
Процесс институциализации
науки свидетельствует о ее
самостоятельности, об
• совокупность знаний и их носителей;
• наличие специфических познавательных целей и задач;
• выполнение определенных функций;
• наличие специфических средств познания и учреждений;
• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
• существование определенных санкций.
Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.
Для современного
Социальный институт – историческая форма организации и регулирования общественной жизни. С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общественной жизни, осуществляется интеграция действий и отношений индивидов, достигается сплоченность социальных групп и слоев. Социальные институты в сфере культуры включают науку, искусство и др.
Наука как социальный институт – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей; одна из форм общественного сознания.
Наука как социальный институт на всех его уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей, обязательных для людей науки.
Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций:
1) функции культурно-
2) функции науки как непосредственной производительной силы
3) функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Важной стороной превращения науки в производительную силу явилось создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний. Появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причём вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Взаимоотношения науки как
социального института и
Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурными особенностями научной деятельности являются:
- универсальность (
- уникальность (инновационные
структуры, создаваемые
- нестоимостная
- персонифицированность
(как и всякое свободное
- дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),
- демократизм (научная
деятельность немыслима вне
- коммунальность (научное
творчество есть сотворчество, научное
знание кристаллизуется в
Отражая мир в его материальности
и развитии, наука образует единую,
взаимосвязанную, развивающуюся систему
знаний о его законах.
Наука как социальный институт включает в себя:
1)ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;
2)разделение и кооперацию
научного труда: четко
3)научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.
Наука как социальный институт
имеет свою собственную разветвленную
структуру и использует как когнитивные,
так и организационные и
– совокупность знаний и их носителей;
– наличие специфических познавательных целей и задач;
– выполнение определенных функций;
– наличие специфических средств познания и учреждений;
– выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
– существование определенных санкций.
Наука может быть определена как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами:
полезность (практ или
теорет)