Немецкая классическая философия

Автор работы: k*******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

«Немецкая классическая философия» – понятие, введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах. Оно обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII века – первой половины XIX века, которая представлена системами И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и, как мы полагаем, молодого К. Маркса.

Содержание

1.Особенности и главные черты немецкой классической философии:
2.Выдающиеся представители немецкой философии:
2.1 Система и метод философии Гегеля;
2.2 Философская система;
2.3 Диалектический метод.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 62.88 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по       (философия)         на тему:

Немецкая  классическая философия

(название  темы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новоуральск

2011

План: 

    1.Особенности и главные черты немецкой классической философии:

    2.Выдающиеся представители немецкой философии:

    2.1 Система и метод философии Гегеля;

    2.2 Философская  система;

    2.3  Диалектический метод. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Особенности и главные черты немецкой классической философии.

«Немецкая классическая философия» – понятие, введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах. Оно обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII века – первой половины XIX века, которая представлена системами И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и, как мы полагаем, молодого К. Маркса. Однако данные имена – лишь вершины величайшего философского айсберга. Поэтому здесь было бы уместно обозначить и то, что остаётся под водой, что предстоит ещё осмыслить и реконструировать.

Во-первых, при всём различии обозначенные системы  тесно связаны между собой  узами преемственности. После Канта  каждый из мыслителей данного направления  опирался на воззрения своего предшественника, вдохновляясь творческими импульсами его наследия.

Во-вторых, на протяжении примерно двадцати лет (1780-1800 гг.) существовала та творческая «лаборатория» мысли, получившая название «предфихтевской критики» Канта, которая по достоинству оказывается ещё неоценённой. Именно в этот уникальный период возникли и существовали оригинальные системы К.Л. Рейнгольда, Г.Э. Шульце-Энезидема, С. Маймона, Я.С. Бека, Ф.Г. Якоби, в которых разрабатывались идеи классической философии религии.

В-третьих, существенное значение для понимания  того, как в немецкой философии стимулировалось создание идеалистических систем и какие «подводные рифы» встречались на пути разработки материалистических учений, имеет развернувшийся во второй половине 80-ых годов «спор о пантеизме». Эта дискуссия началась по инициативе Якоби, который с большой долей опасения наблюдал за ростом интереса Лессинга, Гёте, Гердера к философии Спинозы. Поводом к дискуссии явилось выступление М. Мендельсона, посвящённое докладу Якоби о спинозистских симпатиях Лессинга, который с одобрением отозвался о богоборческих строфах гётевского стихотворения «Прометей». Якоби обнародовал эти сведения в сочинении «Об учении Спинозы» (1785), а Мендельсон в том же году опубликовал их опровержение в своих знаменитых «Утренних часах».

В ходе последующей дискуссии, в которую  включились другие видные немецкие философы, вопрос о достоверности сообщения Якоби относительно приверженности Лессинга спинозизму был отодвинут на задний план, а на первое место выдвинулось уяснение сути учения Спинозы, о котором Якоби и Мендельсон имели достаточно смутные представления.

В-четвёртых, К. Шпацир в своей известной книге  «Анти-Федон» вскрыл несостоятельность аргументации, выдвинутой Мендельсоном в поддержку учения о бессмертии души. Он полагал, что материалистическая философия обоснована несколько лучше, чем спиритуалистическая. Данный исследователь заявлял, что в Германии имеется множество скрытых сторонников материализма, вынужденных тщательно прятать свои взгляды под толщу спекулятивных построений. Отсюда мы можем сделать тот вывод, что «немецкая классическая философия» не ограничивается интеллектуальным идеализмом, а неизбежно включает в себя целый ряд философско-материалистических веяний. Так, по пути материализма шёл Г.К. Лихтенберг, который стремился преобразовать спинозизм в последовательно материалистическое учение. Г. Форстер, крупный немецкий естествоиспытатель, также перерабатывал спинозизм, опираясь на достижения французских материалистов. К данному кругу следует, по всей видимости, причислить ещё И.А. Эйнзиделя, который из боязни преследования не публиковал своих сочинений (от них мы имеем лишь обширный сборник различных выписок, сделанных Гердером и озаглавленных им как «Идеи»).

В-пятых, мы не должны игнорировать и немецких романтиков. Необходимо отметить, что  романтизм в Германии формировался не только под действием чисто  духовных факторов, но и под воздействием социальных и политических обстоятельств. «Революция во Франции, особенно её итоги, – пишет Н.А. Суркова, – теоретизирование над исторической действительностью убивало чувство и воображение, которые немецкие романтики больше всего превозносили». Однако следует отметить, что романтики сами мечтали о своих собственных крупных философских системах, особенно братья. А и Ф. Шлегели, Ф. Гарденберг-Новалис, Л. Тик, Ф. Шлейермахер.

Анализ  этого обстоятельства представляет собой чрезвычайную важность для  понимания термина «немецкая  классическая философия». Ведь классическое с необходимостью включает в себя также романтическое, а в отдельных случаях (например, системы позднего Фихте и позднего Шеллинга) переходит в него, так что какой-либо чёткой грани между ними нет (конечно, если при этом романтическое не игнорирует сферу рационального, означая героическое подвижничество в сфере мысли).

К концу  XVIII века учения Канта, Фихте и Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своём развитии, которое было достигнуто в учениях Гегеля, Фейербаха и молодого Маркса, «немецкая классическая философия» приобрела своё всемирно-историческое значение.

Очень важным моментом для понимания данного  обстоятельства является тема взаимодействия классической немецкой литературы, корифеями которой по праву считаются Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне, с классической философской мыслью. Союз поэтов и философов был тогда крепким как никогда (этот союз практически заканчивается дружбой Гейне и молодого Маркса). Ведь философия подобна произведению искусства и представляет собой некое духовное свершение. Как и поэт, философ-мыслитель должен испытать коренное внутреннее преображение, дабы оказать воздействие на окружающих. Кто проследует за ними от начала до конца, вдруг заметит, что настрой его души стал иным. То же самое случится и с его взглядом на мир. Поэтому «немецкая классическая философия» уже изначально как бы исходила из идеи преобразования мира, только это преобразование она рассматривала исключительно в духовной плоскости. Никакие материальные и экономические перевороты не будут иметь длительного успеха, пока не произойдёт переворот в сознании. Лишь опора на человеческий разум не позволит философской мысли пропасть в пустыне сухих понятий. Разум сопротивляется мистике, (правда, следует заметить, что высокий мистицизм коренится в самой человеческой природе и проявляется там, где имеет место обращённость во внутрь и искренность сознания), часто выражающей себя в высокопарных и напыщенных речах. Разум – это соединение высочайшей простоты и глубочайшего понимания.

Нашей эпохе недостаёт именно простоты и спокойствия говорить о высших вещах и предметах. Это – скрытая  внутренняя боль современного человека (Гёте далеко не случайно поместил высокопарную и вредоносную мистику в преисподнюю вместе с её ведьмовским варевом).

Следует учитывать то, что от мистического характера определённого учения ещё нельзя заключить к ложности его содержания. Всегда были высокообразованные исследователи, которые стремились отыскать (например, в мистическом учении Якоба Бёме) содержащиеся в мистике истины. Поэтому, подводя итог сказанному, отметим, что «немецкая классическая философия» потому и вызывает интерес, что направлена на разумное познание. Данный момент мы специально подчёркиваем, поскольку в существующей литературе бытуют различные точки зрения на понятия «классическая философия» и «классическая наука». Нам больше импонируют те подходы, где ставится акцент на принципе доказательства. Классическая философия в этом плане всегда стремилась оттолкнуться от такой важнейшей черты науки, как доказательность. Данная черта соседствует с другой особенностью классического духа – найти самоочевидные аксиомы, т.е. положения, которые доказывали бы все остальные утверждения. Напротив, в неклассических способах теоретизирования гипотезы только занимаются объяснением истинных базисных предложений.

Нам представляется, что термин «немецкая классическая философия» представляется удачным в том плане, что позволяет рассматривать не только собственно классические системы немецкого духа, но и теолого-романтическую оппозицию этим системам, которая наибольшее развитие приобрела в Германии. К этому следует также добавить, что немецкая классическая философия разрабатывалась в эпоху глубочайших потрясений, которые совершались в экономической, социально-политической и духовной жизни всей Европы. Эта философия прямо или косвенно затрагивала немецкие государства и становилась предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определённости условиями своей страны не был национально ограниченным. Ведь философия не может являться достоянием какой-то одной нации, даже если эта нация, и призвана к тому, чтобы привести конечную философскую систему к стадии всеобщности.

Немецкая  классическая философия заявила  о себе, прежде всего в направленности своего исследовательского духа на природу. К концу XVIII века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия XIX века выявился интерес к немеханическим отраслям физики, быстро прогрессировала совокупность биологических дисциплин. Происходила острейшая борьба различных форм свободомыслия с религией, которая в период после Великой революции во Франции восстанавливала свои позиции.

Начиная с Канта, блестящая плеяда мыслителей придала небывалую интенсивность и глубину развитию немецкой философской мысли. Данное развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно вести речь, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах внесли своими учениями радикальные новации в развитие философской мысли. Во-вторых, стараниями немецких философов было выработано диалектическое миросозерцание, благодаря которому оказался возможным поворот к «философии, находящейся на службе истории». Тем самым оказались задействованными те творческие потенции фихтевской и гегелевской диалектики, в которой рационалистическая мысль достигла своей кульминации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Выдающиеся представители немецкой философии: 

                     

2.1Система и метод философии Гегеля 

      Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте.  Некоторое  время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюрнберге.  С  1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время  он  вместе  с  Шеллингом издает «Критический философский журнал».  С  1816  г.  Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г.- Берлинского.  Некоторое время был его ректором.

      Творчество Гегеля считается  вершиной классической немецкой  философии. В нем нашли  продолжение  диалектические  идеи,  выдвинутые  Кантом,  Фихте, Шеллингом.   Но   Гегель   пошел   значительно    дальше    своих    великих предшественников. Он первым представил  весь  естественный,  исторический  и духовный мир в беспрерывном  развитии.  Он  открыл  и  обосновал  с  позиций объективного  идеализма  основные  законы   и   категории   диалектики.   Он сознательно противопоставил диалектику как  метод  познания  ее  антиподу метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования  предпосылок  познания, на чем настаивал Кант, Гегель справедливо упрекал его в том, что он  пытался представить  их вне истории познания, в отрыве от мыслительной  деятельности человека.  Кант,  как  известно,  выдвигал  требование:  познай  способности познания до того, как начнешь что-то  познавать.   Это  похоже  на  анекдот, который рассказывают о схоластике, не желавшем войти в воду раньше,  чем  он научиться плавать, иронизирует Гегель.

      Гегель - противник кантовского агностицизма  и априоризма.  Он  не

согласен  с метафизическим  разрывом  между  сущностью  и  явлением,  на  чем настаивал Кант. Явление, по  Гегелю,  не  менее  объективно,  чем  сущность. Сущность является, т.е.  обнаруживается,  в  явлении,  а  явление  выступает носителем  сущности.  Это  единство  противоположностей,  которые  не  могут существовать друг без друга.  Поэтому  несостоятельны  утверждения  Канта о принципиальной непознаваемости вещей в себе. Вещь в себе, учит Гегель - это лишь первоначальный момент, лишь ступень в развитии  вещи.  «Так,  например, человек в себе есть ребенок, росток -  растение  в себе...  Все  вещи  суть сначала в себе, но на этом дело не останавливается».

      Вопреки  Канту,  вещь  в   себе,  во-первых,  развивается,  вступая   в

многообразные отношения, и, во-вторых, познаваемая,  поскольку обнаруживает себя в явлениях.

Информация о работе Немецкая классическая философия