Немецкая классическая философия

Автор работы: k*******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

«Немецкая классическая философия» – понятие, введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах. Оно обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII века – первой половины XIX века, которая представлена системами И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и, как мы полагаем, молодого К. Маркса.

Содержание

1.Особенности и главные черты немецкой классической философии:
2.Выдающиеся представители немецкой философии:
2.1 Система и метод философии Гегеля;
2.2 Философская система;
2.3 Диалектический метод.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 62.88 Кб (Скачать документ)

рассматриваются им  в  цикле  сочинений:  «Феноменология  духа»,  «Философия истории», «Философия права», «Эстетика»,  «Философия  религии»,  «Лекции  по истории философии».

      «Философия духа» - труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития. Дух есть нечто единое и целое, но  находящееся  в  процессе  развития,

перехода  от низшего к высшему. Движущей силой  развития духа  Гегель  считает диалектическое  противоречие  субъекта  и   объекта,   мысли   и   предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в  сознании  своей  свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от  другого,  отношение  к самому себе». Действительная свобода, по  Гегелю,  состоит  не  в  отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее  содержания,  которое  имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в  сознании  свободы, но опять-таки свободы духа, мысли.  Безусловно,  понимание  Гегелем  свободы носило прогрессивный характер, так как  было  направлено  против  феодальных пережитков.

      Что  же  касается  философии   истории,   то   она   у   Гегеля   носит

телеологический  характер,  т.е.  развитие  общества,  направлено  к заранее

установленной цели. Мировую историю философ  делит на три  эпохи:  восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы,  в античную эпоху  сознания  свободы  достигло  избранное  меньшинство,  а  что касается германских народов, в первую очередь немцев, то  они  уже  достигли стадии  свободы.  Искусственный  характер   и   предвзятость   такой   схемы совершенно очевидны. Сословный  строй,  монархия  (правда,  конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы.  Государство  он  считал не только воплощением  свободы,  но  и  шествием  Бога  по  земле.  Пределом развития человеческого общества  и  его  политических  институтов  выступает конституционная монархия, сохраняющая  сословные  черты,  но  способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

      События всемирной истории являют  собой диалектику отдельных   «народных духов». Каждый народ с присущим  ему  «духом»  представляет  собой  одну  из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная  история  осуществляет «абсолютную  цель  мира».  Однако  подавляющее  число  народов  остаются  за пределами прогресса, объявляются неисторическими.  Они  не  смогли  выразить какие-то моменты  абсолютного  духа.  Особенно  не  повезло  в  этом  смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в  своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке,  то  финиш  ее  на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие  человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими  воротами  в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории.  Здесь  она  «прекращает течение свое».

      Еще выше государства стоят   в  системе  Гегеля  искусство,  религия  и

философия. И не какая-нибудь, а философия  самого Гегеля. Именно в ней  нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал,  что  сущность  мира такова, как она  изображена  в  его  философии,  особенно  в  «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще». Иронизируя по поводу подобных притязаний, Л. Фейербах замечал: «Но как бы остроумен, ни был этот автор,  он  все,  же  с места в карьер  действует некритически,  не  ставя  себе  вопроса:  возможно  ли  вообще,  чтобы   род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе». 

                          

                             

2.3 Диалектический метод 
 

      Как уже говорилось, в  философии   Гегеля  необходимо  различать   метод

исследования  и систему, в соответствии с, которой  не только  излагается,  но

и структурируется  материал. Метод, по словам Гегеля,  «есть  движение  самой сути дела», сознание «внутреннего  самодвижения  содержания»  Он   у  Гегеля носит   диалектический   характер,   являясь   наиболее   общим   выражением  противоречивого  развития  мира.  Диалектический  метод,  его   принципы   и категории разработаны главным  образом в первой части его  системы.  Система — это избранный философом  порядок  изложения  материала,  связь  логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от  метода, который определяется главным образом объективным содержанием  мира,  система во многом несет черты авторского произвола. Главным  принципом  структурного построения  выступает  триада,  в  чем  мы  могли  убедиться.  В  ней   есть рациональный смысл (выражение диалектического закона  отрицания).

Однако  Гегель формализует этот принцип  и  нередко  использует  как  шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому  многие  переходы категорий носят произвольный, искусственный  характер.  Например,  последняя триада в системе: искусство – религия - философия.  Обосновать  логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства  и религии - эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто  декларирует,  но не обосновывает эту конструкцию.

      Фейербах, Герцен, Энгельс и  другие  мыслители  обратили  внимание  на

противоречие  между  методом  и  системой  в  философии  Гегеля.   Сам   дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной  системе. Это противоречие нельзя отнести к  числу  диалектических,  это  противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической  логикой. У  Гегеля  получается  парадоксальная  картина:  диалектика  с  ее   борьбой  противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически  обращены  в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь  «абсолютная  цель» прогресса достигнута. Диалектический  метод  не  может  для  Гегеля  служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы  он стал таковым, надо отбросить консервативную систему  гегелевской  философии. И это было сделано К. Марксом и  Ф.  Энгельсом.  Идеалистическая  диалектика была заменена диалектикой материалистической. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  

1.История философии в кратком изложении. М., 1991.

2.Каримский, А.М. Философия истории Гегеля / А.М. Каримский. М., 1988.

3.Кузнецов, В.И. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков / В.И. Кузнецов. М., 1989.

4.Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ., 1998 

Информация о работе Немецкая классическая философия