Автор работы: k*******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:29, контрольная работа
«Немецкая классическая философия» – понятие, введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах. Оно обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII века – первой половины XIX века, которая представлена системами И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и, как мы полагаем, молодого К. Маркса.
1.Особенности и главные черты немецкой классической философии:
2.Выдающиеся представители немецкой философии:
2.1 Система и метод философии Гегеля;
2.2 Философская система;
2.3 Диалектический метод.
рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».
«Философия духа» - труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития,
перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.
Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит
телеологический характер, т.е. развитие общества, направлено к заранее
установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.
События всемирной истории
Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и
философия.
И не какая-нибудь, а философия
самого Гегеля. Именно в ней нашла
свое полное воплощение абсолютная идея.
Гегель полагал, что сущность
мира такова, как она изображена
в его философии, особенно
в «Логике». Его философия — «единственная»,
«абсолютная», «философия вообще». Иронизируя
по поводу подобных притязаний, Л. Фейербах
замечал: «Но как бы остроумен, ни был этот
автор, он все, же с места
в карьер действует некритически,
не ставя себе вопроса: возможно
ли вообще, чтобы род абсолютного
осуществился в одном художнике, а философия
в одном философе».
2.3 Диалектический
метод
Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод
исследования и систему, в соответствии с, которой не только излагается, но
и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания» Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания).
Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство – религия - философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии - эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.
Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на
противоречие
между методом и системой
в философии Гегеля. Сам
дух диалектического метода противоречит
формализованной консервативной системе.
Это противоречие нельзя отнести к
числу диалектических, это противоречие
доктрины, которое запрещается как формальной,
так и диалектической логикой. У
Гегеля получается парадоксальная
картина: диалектика с ее
борьбой противоположностей, духовный
и исторический прогресс фактически
обращены в прошлое. Им нет места ни
в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная
цель» прогресса достигнута. Диалектический
метод не может для Гегеля
служить орудием критического осмысления
и преобразования действительности. Чтобы
он стал таковым, надо отбросить консервативную
систему гегелевской философии.
И это было сделано К. Марксом и Ф.
Энгельсом. Идеалистическая диалектика
была заменена диалектикой материалистической.
Список использованной литературы:
1.История философии в кратком изложении. М., 1991.
2.Каримский, А.М. Философия истории Гегеля / А.М. Каримский. М., 1988.
3.Кузнецов, В.И. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков / В.И. Кузнецов. М., 1989.
4.Философия:
Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ.,
1998