Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:52, реферат
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения
естествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия,
продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области
математики. позволившие понять процессы в их точном количественном
выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма
окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические
теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей
остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как
теорию и метод познания действительности.
2. Немецкая классическая философия.
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и
политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно
тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция
предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую
классическую
философию как немецкую теорию
французской революции.(1.12)
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения
естествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия,
продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области
математики. позволившие понять процессы в их точном количественном
выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма
окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические
теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей
остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как
теорию
и метод познания действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического
немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-
1804).(1.22) Именно с Кант началась философия новейшего времени. Но не
только в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить
проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого
познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены
в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер
необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления
вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так,
как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего
опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств
возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами
нашего разума. Миру явлений соответствует, независим я от человеческого
сознания сущность вещей - «вещи сами по себе». Абсолютное познание их
невозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умопостигаемая, но не
данная
в опыте сущность.
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде
восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные
впечатления
связываются между собой
лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть «чисто
логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его
предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил
диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент
познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она
субъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности.
Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их
лог
ическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их
отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта
«формальной».(3.22)
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими
выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-
1854) (1.25). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление
феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором
едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве
мышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и
многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической
диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое
влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.
Становление казахской философии
Для казахского общества характерно философствование в нефилософских формах на уровне универсалий мировоззрения, которые формируют человеческую деятельность. Здесь философемы утопают в.традиционных художественных и религиозных текстах, что побуждает историков философии исследовать философские системы в социокультурном плане, изучать тексты мировоззренческого характера.
В философском отношении важно то, что чем слабее государственность, а она всегда слаба и у казахов, и у протоказахов, тем большее влияние на этническую общность имеет природная среда. Природа всегда выглядела для насельников Казахстана как абсолютное и вечное начало, единственная реальность, которая самодеятельна, имеет имманентные причины и факторы существования, располагает основами активности и эволюции. Людям вначале оставалось лишь подчиняться природным закономерностям, постигать их причины и строить на этом бытие себя, избегая природных катаклизмов. Природа здесь выступает как Вселенная, имеющая неисчерпаемые глубины и логику своего существования, которая диктует индивидам формы и способы их бытия.
Архаические времена побуждали человека ежедневно подтверждать свою верность мировоззренческим установкам рода и племени, ибо суровые условия существования не позволяли соплеменникам пренебрегать социальными ориентирами и обычаями, иначе им угрожало изгнание из рода, что означало в подавляющем большинстве случаев верную смерть. Мироощущение становилось явным, миропонимание толкало на вполне определенные поступки, мировоззрение было обусловленным, реальным и ясным. Природа выступала как законченный миропорядок, а человек пока является лишь частью природы.
По мере развития человека приходит понимание практической, преобразующей деятельности, труда, в процессе чего осуществляется приспособление к природной среде, а затем и ее переделка. Появляется земледелие, собирательство трансформируется в огородничество, осуществляется сенокошение. С момента приручения дикой лошади начинается скотоводство и переход к кочевничеству. Это означает целенаправленную деятельность людей, целеполагание, что явилось важнейшим условием выделения человека из природы, становление его как самостоятельной сущности. Мир природы в процессе целепо-лагания становится миром человека, внутри которого решающую роль играют уже не природные закономерности, диктующие «железную волю» необходимости, а свободная деятельность людей, когда они начинают творить не только сообразно детерминации внешним обстоятельствам, но и по законам свободы.
В процесс материального производства включаются познавательные и оценочные мотивы, которые в совокупности затем перерастают в мировоззренческие ориентиры существования, а последние регистрируются в общественном сознании в качестве норм, обычаев, постулатов социального поведения, регулирующих жизнь исторических общностей казахов. Полукочевое скотоводство, как основной хозяйственно-культурный тип Казахстана, задало основы существования его народа, что вылилось в принципы бытия и осознанные ценности мироздания. Они существуют столь давно, что впитаны в психику казаха на протяжении веков, потому в значительной мере выступают бессознательным образом, хотя могут быть вполне расшифрованы. Это доказывается тем, что в сознании людей часто встречаются элементы, которые не являются личностными, их нельзя объяснить собственной жизнью индивида, они кажутся коренными, врожденными и унаследованными нормами человеческой психики.
Эти архаические пережитки составляют статус психики человека, его основу с коллективными образами и мифологическими темами. Мифы постоянно присутствуют в мыслительном аппарате людей как базисное знание, не случайно они фигурируют как архетипы или прообразы, оказывающиеся сознательным выражением этих образов и тем. Длившееся тысячелетиями полукочевое скотоводство задало темы: батыр, конь, кочевье, теплые южные края, ждущая невеста и многое другое, которое было продиктовано не столько непосредственно самими производственными отношениями, сколько наличной культурой общества.
Непосредственная близость казахов к реалиям бытия, чувственное отношение к наблюдаемому и воспринимаемому миру, укорененность в этом бытии выразились в понимании времени, пространства, внутреннего мира человека, иных миров существования, смысла бытия, нравственных устоев. Все это имеет реальные корни в общественном бытии казахов, отсюда проистекает национальный образ мира, мировоззрения, которое нельзя спутать ни с одним миропониманием.
Обращение к истории культуры казахов позволяет понять то место, которое в ней занимает понятие менталитета этноса, г. е. коллективно формируемого в обществе строя мышления и психики, который присутствует у всех членов этого общества и проявляется на индивидуальном уровне. Этот «феномен» культуры играет решающую роль в социальном поведении каждого, ибо, будучи заложенным в нем, он задает ему траекторию общественного движения, ориентируется в многообразном мире, задает основу выбора спектра объективно имеющихся возможностей. Если на уровне бессознательного выбор совершается на базе архетипических форм и проявляется в инстинктах и импульсах, то менталитет диктует ориентир выбора на основе «генного поведения», совокупности навыков и привычек, заданных в ходе воспитания, образования и т. д.
Основные мировоззренческие ориентиры и категории бытия у казахов были основаны на предметно-практической деятельности. Уже с древних времен выбор орудий труда осуществлялся сообразно их качеству. Человек расселялся по отрогам Кара-тау и памятники шелльашелльского времени показывают, что здесь были архаичные каменные орудия из кремния с большим ударным бугром, в чем можно видеть прообраз позднего шокпара, или соила. Найдены древние двусторонние рубящие орудия, скребла и остроконечники. В ашедъмустерьский период орудия усложняются, к кремнию прибавляется халцедон, для обработки каменных орудий применяются костяные и роговые орудия в виде наковаленок и ретушеров. Обнаружение новых качеств и свойств предмета стало основным путем вовлечения их в предметную деятельность людей.
Качество
потому есть категория сферы
Качество бронзы позволило выделить не только орудия труда и оружие, но и предметы быта и украшения, что породило высокое искусство техники литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования орнамента на изделиях. Однако вскоре и качество бронзы перестало удовлетворять Казахстан, и в сакс-кое время был осуществлен переход к железу, этому важнейшему виду сырья, сыгравшему революционную роль в развитии человечества в целом. В производстве ножей и акинаков железо быстро вытеснило бронзу, показав более высокое качество, как непосредственную определенность в различных областях жизнедеятельности людей.
Еще гунны относились к предметам и живности с точки зрения качества, заведомо предпочитая иметь лошадей лучших пород, более выносливых и неприхотливых в аспекте пригодности к дальним боевым походам. Вождь племени выбирался с точки зрения его качества как наиболее сильного, сведущего и дальновидного воина. Такой качественный подход сказался даже в том, что «сильные едят жирное и лучшее, устаревшие питаются остатками после них. Молодых и крепких уважают, устаревших и слабых мало почитают». Свойство боевого рубаки оказывалось формой проявления качества воина.