Необходимость, случайность, вероятность, возможность. Концепции детерминизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:31, реферат

Описание

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу.
Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Причина и следствие………………………………………………..……4

2. Случайность и необходимость……………………………………..…..6

3. Возможность и действительность………………………………..….8

Заключение…………………………………………………………………10

Список используемой литературы……………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

     Причины и следствия являются причинами и следствиями только друг относительно друга. Соответственно, и определения понятиям: причина и следствие; должны формироваться по такому же принципу. 

    Причина предшествует следствию, а следствие следует за причиной. Поэтому: 

- ПРИЧИНА, ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВИЯ. 

- СЛЕДСТВИЕ, ЭТО  ОТРИЦАНИЕ ПРИЧИНЫ. 

     Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основывается, по крайней мере, на отношении между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

     Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренние механические причинения связаны с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические, психологические, социальные причины. По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что передает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события, граница, отличающая причину от условия, весьма расплывчата.

     Условия оказывают влияние на следствие опосредовано, через причину. Причина есть возможность события, а условия превращают или не превращают ее в реальность.

     Второй тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) (Квантовая механика, информационные взаимодействия).

     Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные. Причина общая - совокупность всех факторов, что раньше называли причиной, кондициальная причина - это условия. Есть еще реализаторская или пусковая причина. Специальная причина - определяет главное качественное изменение, специфичность следствия. Кондициальные - факторы, способствующие приведению специальных причин в активное состояние, возможность превращать в действие. Им позволена вариабельность и заменяемость, а специальным не разрешено. Реализаторская или повод - фактор, определяющий момент возникновения следствия при определенной совокупности условий. 

2. Случайность и необходимость 

     Важным вопросом для любой теории детерминизма является вопрос о статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, что для концепции философского детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже носит необходимый характер и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

     Рассматривая понятия "случайность" и "необходимость", можно разграничить две области их применения. Во-первых, эти понятия могут быть отнесены к объективной реальности и рассматриваться как свойства материи вообще, вне зависимости от нашего восприятия и знаний. Такую область применения понятий "необходимость" и "случайность" можно назвать объективной или онтологической. Во-вторых, эти понятия могут быть отнесены к теории познания и рассматриваться как критерии оценки событий и явлений в объективном мире, применяемые для его изучения и познания. Эту область применения понятий "необходимость" и "случайность" можно условно назвать субъективной или гносеологической.

     Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей. Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят "чему быть, того не миновать", т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений.

     С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако та случайность, причина которой познана, не перестает от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случайности нет.

     Наиболее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной математической формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена. Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

     В диалектическом материализме необходимости приписывается относительный характер: “Необходимость проявляется в конечной природе как относительная необходимость, как детерминизм. Относительная необходимость может быть выведена только из реальной возможности, это значит: существует круг условий, причин, оснований и т.д., которыми опосредуется эта необходимость.” Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. Т.1. Философия хозяйства - трагедия философии. - М. Наука, 1993. - 588с.

     Таким образом, все необходимые черты рассматриваемого явления определяются к существованию совокупностью внутренних существенных связей, а случайные черты рассматриваемого явления определяются к существованию варьирующимся кругом внешних связей.

     Отсюда можно сделать вывод, что различие необходимого и случайного в диалектическом материализме фактически определяется выбором круга условий, который осуществляет сам познающий субъект, и носит в первую очередь гносеологический характер.

     Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, то, что в данных условиях может быть, а может и не быть. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего). Внутренняя случайность вытекают из самой природы объекта. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождает случайные явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия объективные условия осуществления основного причинного ряда. Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объект необходимости, и случайности объективные. 

     Итак, случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соответствующих условиях. Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость может быть динамической и статистической.

     Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же необходимость может проявляться только через случайное? Потому что она реализуется только через единичное. Случайность оказывают влияние на ход необходимого процесса. Более того, случайность в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так закономерные признаки одного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида. Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять необходимо выявить определенный порядок. А для этого надо проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое. А вот предсказать общий ход событий, например, предполагает учет и того и другого. В этом состоит задача целесообразной деятельности человека

     Таким образом, все необходимые черты рассматриваемого явления определяются к существованию совокупностью внутренних существенных связей, а случайные черты рассматриваемого явления определяются к существованию варьирующимся кругом внешних связей. 

3. Возможность и  действительность 

     Категория “возможность” рассматривается в паре с категорией “действительность”, причём, обычно философы подчёркивают примат в этой паре категории “действительность”.

     Возможность - объективная тенденция развития, заложенная в существующих явлениях, наличие условий возникновения объекта (предмета, явления) или, по крайней мере, отсутствия таких обстоятельств, которые исключали бы его возникновение

     Действительность - то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самой себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития.

     Возможность - это будущее бытие. В механистической философии будущее однозначно предопределено, возможность с необходимостью будет реализована в действительности. В современной философии общепризнанно, что далеко не всякая возможность станет действительностью. В любом случае, в категории “возможность” акцент делается на будущее время.

     Когда реализуется одна из возможностей, другие либо исчезают, либо кардинально меняются, приобретая новые качества. Например, в лотерее разыгрывается один автомобиль, до покупки билетов все потенциальные покупатели имели равную возможность выиграть этот автомобиль, но как только выигрышный билет уже куплен, то у новых покупателей билетов нет ни малейшего шанса выиграть главный приз.

     Таким образом, категория “возможность” подчёркивает одно из будущих состояний действительности, которое через определённый промежуток времени либо будет реализовано, либо исчезнет.

     Возможность - это такое состояние или ситуация, когда одна часть детерминирующих факторов имеется, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная система сначала существует потенциально, затем становится действительностью. Развитие есть бесконечный процесс реализации возможностей и возникновении новых. Под возможностью также понимается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало бытием.

     Действительность - актуальное бытие, возможность - потенциальное бытие. Их связь состоит в том, что они предполагают друг друга. Любая действительность имеет возможности и возникла как результат возможности. Связаны с другими категориями детерминизма, особенно с законом. Обратимая возможность - вода в пар и необратимая возможность, когда после ее реализации первоначальная действительность становится невозможной - смерть, например. Формальная и реальная возможность соотносятся с необходимостью и случайностью. Формальная - то, что связано с случайностью (выигрыш в лотерее). Для их реализаций надо пресечение множества необходимых линий. Реальные - то, что обусловлено необходимыми сторонами - созревание плодов. Абстрактные возможности - для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия, они реализуются при более высоком уровне развития материи. Конкретная - то, для чего возможности сложиться могут. Для количественной оценки возможности введено понятие вероятность. Она ограничивает пределы возможности и характеризует степень ее близости к действительности. Вероятность есть степень необходимого в возможном.

     О некоторых вещах мы говорим, что они существуют "в возможности", о других же - что они существуют "в действительности". Наконец, мы называем "действительностью" некоторую часть мира бытия. Нужно, поэтому, исследовать значение понятий "в возможности" и "в действительности".

     Прежде всего, нужно ответить на вопрос, что, значит, существовать "в возможности", ибо ведь ясно, что мы не имеем права говорить, что нечто существует исключительно в возможности. С другой стороны, имея перед собой ничто, мы не можем применить к нему понятие "в возможности". Так, например, металлическая руда есть в возможности статуя. Но если из нее не будет ничего изготовлено, и она решительно ни в чем не изменится по сравнению с тем, как она существует сейчас, то она и остается той же самой рудой. Однако этот модус существования свойственен руде уже в настоящем, а не в будущем; каким же образом руде можно приписать стремление стать чем-то иным по сравнению с тем, как она существует сейчас? Поэтому нельзя сказать, что руда существует "в возможности".

Информация о работе Необходимость, случайность, вероятность, возможность. Концепции детерминизма