Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:07, контрольная работа
Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах.
1. Ницше и его концепция «воли к могуществу»……………….. 3
2. Понятие культурной картины мира…………………………… 8
3. Культура первобытной эпохи…………………………………… 10
Список использованной литературы……………………………... 17
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.
В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов).
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в нее град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъяренного раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Воспроизведение живой природы отходит на второй план.
Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Матери, напевая, укачивали детей; воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями - кличами; пастухи протяжными словами собирали стада; а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень сильно изменились. Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства - поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.
Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в повседневной жизни.
В Первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни - все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры.
Участники обрядовых игр использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы современного театра. Обрядовые игры всегда связаны с формами хозяйства, которые развиты у того или иного народа. У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал «добычу», украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем все участники исполняли пляску под звуки бубна или барабана, сопровождая ее воинственными криками и пением.
У
земледельческих народов
Жизнь живого существа в условиях девственной природы необычайно тяжела. Но человек, в отличие от своего собрата из животного мира наделенный умом, изобретая различного рода орудия и приспособления, с самого начала пытался создать себе лучшие жизненные условия, чем те, в которых находились остальные живые существа. Ведь именно изобретение орудий и инструментов является одной из главных характерных черт, отличающих человека от животных. С самого начала человек использовал разнообразные вспомогательные средства для того, чтобы облегчить свой труд. Это обстоятельство и толкало древние народы к изобретению более совершенных орудий лова, чем те, которыми они пользовались первоначально. Вместо дубинки и камня человек стал пользоваться при охоте на зверя стрелой, гарпуном, лассо, бола, накидной сетью и петлей, набрасываемой рукой человека. Но все эти усовершенствованные орудия лова по-прежнему требовали непосредственного участия и напряженного внимания самого охотника. Некоторые изобретенные им орудия давали возможность охотнику одновременно убивать нескольких животных. Так, группа охотников, совместно участвующих в облаве, могла сообща набросить сеть на нескольких зверей сразу или на целый выводок птиц. Очень широко распространена ловля птиц силками. Сибиряки ловят таким образом диких гусей, а эскимосы Юкона таким же способом, при помощи лососевых сетей охотятся на белую куропатку. Охотничьи облавы с сетью велись несколько иначе. Так, например, североамериканские индейцы прерий обычно загоняли стада бизонов между рядами сходящихся изгородей к крутому обрыву, в который падали животные.
В
то время как различные
Настоящая ловушка заменяла накидную сеть, дубинку или аркан, а также спущенную с тетивы стрелу, причем действовала вернее и давала лучшие результаты. Кроме того, механизм ловушки обладал гораздо большей силой, чем человеческая рука. Благодаря конструкции остроумно устроенного пускового механизма, основанного на принципе рычага, ловушка при малейшем прикосновении развивает значительную, часто даже огромную силу, достаточную, чтобы справиться с силой животного, которое должно быть ею поймано.
Прекрасно зная все свойства и особенности окружающего его животного мира, человек не забывал о тончайшем чутье зверей и тщательно устранял всякие следы своего прикосновения к ловушкам, подпаливая дерево, из которого делалась ловушка, употребляя естественные склеивающие и связывающие вещества и кладя в ловушки приманку, пахнувшую смолой, кровью или бобровой струей и вытеснявшую запах человека.
После того как ловушка, основанная на использовании силы тяжести, достигла своего технического совершенства, первобытный охотник начал изучать другие законы природы. Так, например, он обратил внимание на то, как животные девственного леса запутывались иногда в густой сети лиан и погибали, задушенные в естественно образовавшейся петле. В силках первобытных народов последовательно используется этот принцип.
К третьему основному типу ловушек принадлежат пружинные ловушки. Такие ловушки до сих пор еще в ходу у многих племен Африки, Азии и Америки. Пружинная ловушка основана на использовании пружинящей силы отогнутой ветки или самого дерева.
Последний, наиболее важный тип ловушки - крутильная ловушка (кляпцы) - основан на применении иного силового принципа. Человеку стало известно, что упругий материал, будучи скрученным вокруг своей оси, стремится вновь возвратиться в первоначальное положение и, если ему в этом препятствовать, развивает значительную силу. При кручении укорачиваются такие материалы, как сухожилия животных, корни или растительные волокна. Действие развиваемой при этом силы бывает тем эффективнее, чем большее напряжение достигается при помощи соответствующих вспомогательных средств.
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.
Список
использованной литературы
1.
Грушевицкая Т.Г.
2.
Доброхотов А.Л. Культурология:
3. Драч Г.В. Культурология/ Г.В. Драч. – М.: Феникс, 2002. – 608 с.
4.
Культурология: курс лекций
5.
Першиц А.Ц. История первобытного общества/
А.Ц. Першиц. – М.: Владос, 2002. – 234 с.
Информация о работе Ницше и его концепция «воли к могуществу»