Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:03, биография
Родился 6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать - из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери). В 1894 г. он поступил в киевский кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, и Бердяев поступает на естественный факультет киевского Университета Святого Владимира.
Николай Александрович Бердяев - Религиозный русский философ, культуролог, публицист.
Родился 6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать - из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери). В 1894 г. он поступил в киевский кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, и Бердяев поступает на естественный факультет киевского Университета Святого Владимира.
В 1898 г. Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, заявившем о себе сборником «Проблемы идеализма» (в 1902году), затем сборником «Вехи»,где резко отрицательно характеризовалась русская революция 1905 года.
Участие
в студенческом движении заканчивается
для Бердяева арестом в 1898 г., месячным
тюремным заключением, судом и ссылкой
в Вологду (1901 - 1902 гг.), где в то время уже
находились А.А.Богданов и А.В.Луночарский,
Б.В.Савинков, Б.А.Кистяковский (автор известной
статьи в сборнике "Вехи"), А.М.Ремизов
и П.Е.Щеглов. К этому времени Бердяев уже
был известен как "критический марксист",
автор статьи "А.Ф.Ланге и критическая
философия в их отношении к социализму",
которую К.Каутский опубликовал в органе
германской социал-демократической партии
"Новое Время" (№№ 32-34 за 1899-1900 гг.).
Вскоре этот философский дебют Бердяева
был дополнен появлениям его первой книги
- "Субъективизм и индивидуализм в общественной
философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском"
(Спб., 1901).
Уже в ссылке Бердяев начинает осозновать
невозможность соединения в целостном
мировоззрении материалистического понимания
истории и философского идеализма, а к
1903 г. окончательно укрепляется на пути,
по которому уже пошли бывшие "легальные"
марксисты П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк.
Это в конечном счете привело его в 1904
г. в журнал "Новый путь" - трибуну
религиозно-философских собраний, организованных
в Петербурге Д.С.Мережковским. Но идеализм
для Бердяева оказался лишь переходной
философской формой. Конечным же пунктом
становится еще неясный образ религиозно-христианской
философии, призванной выразить целостым
и универсальным образом человеческий
опыт.
В 1913 году
написал антиклерикальную
За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории»; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922).
За свою
жизнь Н. А. Бердяев написал более
400 работ, которые переведены на 20 языков
мира. Он создал свою философию истории,
философию культуры, философию религии,
философию человека.
Книги:
3.Основные труды
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском
Новое религиозное сознание и общественность.
Опыты
философские, социальные и
Духовный кризис интеллигенции.
Философия свободы.
Алексей Степанович Хомяков.
Душа России.
Смысл творчества. Опыт оправдания человека.
Возможна ли социальная революция?
Народ и классы в русской революции.
Национализм и империализм.
Национализм и мессианизм.
Свободная Церковь.
Кризис искусства.
Судьба России.
Философия Достоевского.
Конец Ренессанса.
1923
Миросозерцание Достоевского
Смысл истории.
Философия неравенства.
Новое Средневековье.
Константин Леонтьев.
Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства.
О достоинстве христианства и недостоинстве христиан.
Марксизм и религия. Религия, как орудие господства и эксплуатации.
О назначении человека. Опыт парадоксальной этики.
Русская религиозная психология и коммунистический атеизм.
Христианство и классовая борьба
Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм.
Христианство и активность человека.
Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. .
Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.
Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности.
Христианство и антисемитизм.
О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики.
Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.
Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация
Основные положения философии особенности мировозрения
Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно,Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11.
Во время
ссылки за революционную деятельность
Бердяев перешёл от марксизма (
В своих
работах Бердяев охватывает и
сопоставляет мировые философские
и религиозные учения и направления: греческую,
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
Исходная посылка всех рассуждений Бердяева - специфическая двойственность “русской души”, противоречиво сочетающей в себе восточный и западный элементы, а так же православный аскетизм со стихийно-природным началом. Из данного базисного противоречия он выводит сущностные конфликты русской истории, кажущиеся ему характерными для нее метания между крайностями. Русский народ, не раз повторяет в своих книгах Бердяев, можно охарактеризовать лишь в полярных противоположностях: он с одинаковым основанием может считаться и государственно-деспотическим и анархически свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и более всех способным в к всечеловечности, жестоким и вместе с тем способным к доходящему до болезненности состраданию. Антиномичность русской души усугубляется тем, что в своих устремлениях она не знает ограничений. В этом отношении “пейзаж души” русского человека напоминает пейзаж земли, на которой она формировалась: та же необъятность, отсутствие каких-либо пределов, устремленность в бесконечное. Этот природно-языческий элемент стал отличительной чертой, особенностью русского человека, православному в своей основе, такие черты, как приверженность к определенной идее, готовность нести во имя нее страдание и жертвы, напряженный максимализм, тяготение к вечности, иному миру. Эти духовные качества, утрачивая непосредственную связь, со своим религиозным источником и приобретая иное содержание, стали воплощаться в различных общественных теориях и движениях, в том числе, и в русском коммунизме”.