Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:03, биография
Родился 6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать - из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери). В 1894 г. он поступил в киевский кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, и Бердяев поступает на естественный факультет киевского Университета Святого Владимира.
Характеризуя духовный склад русского народа, Бердяев опровергает расхожие на западе легенды о его варварстве и косности. Он напоминает западному читателю и о культуре киевской Руси, стоявшей выше современной ей культуре западной Европы, и о замечательном русском зодчестве, и о величии классической русской литературы, и об оригинальности русской религиозно-философской мысли, и о коллективном гении закрепощенных, неграмотных крестьянских масс, создавших самобытную народную культуру, основанную на православии.
Мысли о культуре:
Концепции человека, творчества и культуры в работах Н. Бердяева: "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики", "О творческой свободе и фабрикации душ", "Самопознание: Сочинения", "Смысл творчества: Опыт оправдания человека".
Основные культурологические концепции. Человек, творчество, культура в философии Н. Бердяева.
Знакомство с бердяевской историософией показывает, что при анализе истории и культуры важной категорией для философа является ритмика. Но следует уточнить, что Бердяев по-разному осмысляет идею ритма в рамках своей философии культуры, с одной стороны, и философии истории, с другой.
Сама культура рассматривается Бердяевым не как «осуществление новой жизни, нового бытия», не как «реализация, осуществление истины жизни, добра, жизни, ее красоты, могущественности, божественности», а как «великая неудача жизни» Там же. С.254.. Имеется в виду, что «творческий акт... притягивается в культуре вниз и отяжелевает»: «Невозможен уже Шекспир и Байрон в могущественной цивилизации Британской империи. В Италии, где создан раздавивший Рим памятник Виктора Эммануэля, где социалистические движения, невозможен уже Данте и Микеланджело» Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Бердяев рассматривал кризис культуры как симптом некоего глубокого космического процесса, в котором культура - весьма тонкий слой.
Если Шпенглер считал, что опасность кроется в цивилизации, то Бердяев видел также в культуре и ее формах нечто, противостоящее личности, принудительное и сковывающее творческую свободу. Вместе с тем, это лишь один из ликов культуры -- ведь эта «принудительность» оберегает от опасного произвола и своеволия. Выходом из такого раздвоения является дух, как внерациональное начало в человеке, выводящее его за пределы мира, за пределы необходимости. Именно дух соединяет человека с божественным, и именно поэтому свобода есть великая неопределенность и великий риск, возможность не только для возвышенного, для добра, но и для падения, для зла. Поэтому постоянно борются между собой воля к культуре и упорная, но прагматическая и бескрылая, воля к жизни, характерная для цивилизации.
В связи
с этими своими чаяниями, Бердяев
очень надеется на русский народ,
поскольку для русской идеи в
его понимании характерна эсхатология
и профетизм. С его точки зрения, с этим
пониманием исторического ритма связана
возможность для России внести вклад в
мировую культуру и войти в мировую историю.
Литература
Работы о Бердяеве:
Используемая
литература и интернет
ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/
http://www.vehi.net/berdyaev/
http://www.biografguru.ru/
Бердяев Н.А. Судьба России
Бердяев Н.А. Философия свободы
Вадимов
А. Н.А.Бердяев.