Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:52, контрольная работа
Цель этой работы заключается в раскрытии темы. Для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть происхождение, предмет и функции морали; выявить соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали; отметить исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.
Введение…………..…………………………………………………………...3
1. Происхождение, предмет и функции морали………………………….4
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали……………………………………………………………….7
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества………………………………………………………………..…10
Заключение……………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………………..14
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа №2
по философии на тему №19:
Общее и индивидуальное в морали
Студентка |
Вдовенко Алёна Александровна |
Специальность |
Финансы и кредит |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
10ФФд10562 |
Группа |
2ФКп-4 |
Преподаватель |
Менькин Николай Павлович |
Барнаул 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………..…………………………………………
1. Происхождение, предмет
и функции морали………………………….4
2. Соотношение морали и нравственности,
целей и средств как основного вопроса
морали………………………………………………………………
3. Исторические типы и нормы
морали как условие самосохранения человечества………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Контрольная работа посвящена теме «Общее и индивидуальное в морали». Цель этой работы заключается в раскрытии темы. Для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть происхождение, предмет и функции морали; выявить соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали; отметить исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.
Актуальность данной темы состоит в том, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т.е. освоение им норм и правил морали.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ
Мораль (лат. moralis — нравственный), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики[5].
Нормы и правила морали
формируются естественно-
Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. В морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения[1, 49 с.].
Среди особенностей морали стоит отметить: всеобъемлющий характер морали; внеинституциональность; императивность.
Всеобъемлющий характер означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой "моральный срез", который позволяет проверить действия участников на "человечность"[3, 484 с.].
Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима!
Императивность — состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве, думается, есть вполне рациональный смысл — ведь общий баланс творимого добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества.
Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, и т.д.), но мораль исполняет своеобразную социальную роль и имеет некоторые функции. Среди множества выполняемых моралью функций в основном принято считать следующие: регулятивная; оценочно – императивная; познавательная.
Регулятивная – главная функция морали. Потому что мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Этот способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и др.). Формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования.
По мере своего развития общество изобрело много других способов общественных отношений: правовой, административный, технический. Но моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Это происходит потому, что моральный способ регуляции не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д., а также потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов поведения в обществе.
Оценочно-императивная функция. Суть этой функции в том, что нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основных категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни. Из утвержденной оценки разных фактов вытекает соответствующее повеление индивиду: поступай таким-то конкретным образом, так как это добро, и наоборот, воздерживайся от конкретных поступков, потому что это зло.
Познавательная функция морали во многом производна от оценочной, с известной долей условности. Историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или других социальных образований. Моральное возмущение или одобрение каким-либо стилем поведения часто является самым верным показателем того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или наоборот, выражает собой непривычный, но перспективный новый уклад жизни[3, 486 с.].
Мораль выполняет и множество других функций – воспитательную ориентирующую, прогностическую, коммуникативную и др.Все вместе они определяют социальную роль морали.
СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ, ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ КАК ОСНОВНОГО ВОПРОСА МОРАЛИ
Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражена определенная модель поведения человека, признаваемая обществом как оптимальная в данных условиях.
Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Моральные нормы формируются, как правило, стихийно, они возникают из многолетней общественной практики поведения людей, и должно пройти значительное время, чтобы общество признало их ценность. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
Специфика нравственности, прежде всего, выражается в нормативном характере морального сознания, во всеобщности его проявления. Императивность морали, и в частности нравственного сознания, выражается в безусловности моральных требований, в их независимости от личности субъекта и обстоятельств его жизни. Предполагается подчинение всех интересов человека требованиям нравственности без какой-либо рациональной мотивации[4,185 с.].
Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта. Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Но в обыденном сознании понятия "мораль", "нравственность" часто употребляются как синонимы; ими обозначают явления, которые относят к области поступков, поведения. Мораль, нравственность – социальное явление, форма общественного сознания, вид общественных отношений, направленных на утверждение автономности человеческой личности, возможности достижения счастливой и достойной жизни, на утверждение гуманистической перспективы человеческого развития.
Некоторые этические концепции разделяли понятия "мораль" и "нравственность". При котором разделении под моралью понимают идеальное содержание, моральное сознание, сам "моральный дух", знание о морали, а под нравственностью подразумевают практические нравы, само поведение, которое не всегда, к сожалению, соответствует идеальным образцам, установкам и принятым в обществе моральным ценностям. Чаще эти понятия употребляются как однозначные, в том числе и в этической литературе, выражая различные структурные элементы морали как социального явления. В структуру морали, следовательно, входят: а) моральное сознание; б) нравственные отношения; в)нравственная деятельность. Все эти моменты морали тесно переплетены между собой и взаимно определяют друг друга. Моральное сознание, являющееся определяющим духовным фактором в структуре личности, выражающее уровень ее развития, ее социализации, требует определенной воли от субъекта, чтобы оно могло быть реализовано в практике деятельности[3,531 с.].
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.[4,187].
«Золотое правило» как основа нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов.
«Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда – другая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда – как к средству.
По мнению Канта, «золотое правило» в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не мешаю вам жить, не мешайте и мне). «Золотое правило» включает в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного – мира свободы. Однако категорический императив Канта – центральное понятие его этического учения – есть лишь философски уточнённое «золотое правило»: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. В своём определении кант пытается закрыть лазейку мелкому эгоизму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка.