Общее и индивидуальное в морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:52, контрольная работа

Описание

Цель этой работы заключается в раскрытии темы. Для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть происхождение, предмет и функции морали; выявить соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали; отметить исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.

Содержание

Введение…………..…………………………………………………………...3
1. Происхождение, предмет и функции морали………………………….4
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали……………………………………………………………….7
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества………………………………………………………………..…10
Заключение……………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.37 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  ТИПЫ И НОРМЫ МОРАЛИ КАК УСЛОВИЕ  САМОСОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря  утверждению моральных норм, которые  представляют собой самостоятельный социальный феномен, определивший переход от инстинкта к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек – коллектив – общество». Возникнув в процессе становления человека как родового существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна. По  мере углубления разделения труда и  развития самого общества мораль формировалась как система нормативных предписаний, распространялась на все сферы общественных отношений.

   Мораль  создает механизм устойчивой системы связи между людьми, человеком и обществом, основу которых составляют взаимные обязательства, нахождение адекватных форм их реализации, необходимость нравственной оценки и свободы выбора. Выработка, формирование и развитие норм морали, ее требований происходит в процессе трудовой деятельности. Если на ранних этапах развития общества этот процесс является стихийным, то затем становится все более осознанным и духовно богатым [3, 476 с.]. В современном обществе, когда человек из соучастника общественного процесса все в большей степени превращается в решающий фактор его организации и стабильности, мораль становится важнейшим средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей, определяющих возможности его дальнейшего прогресса.

    Исторический тип морали определяется целой совокупностью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге степенью автономности субъекта нравственности, зрелостью личности.

    Страх перед наказанием за совершенный поступок самая простая форма социального контроля, распространяемая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным иноплеменникам. По  отношению к «своим» внутри группы действует механизм «стыда». В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделившаяся от ее группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд это страх осуждения «своими». Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Античная культура в основном была воплощением того типа нравственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были «стыд» и «гордость». Человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка.

   Неотделенность  еще внутреннего мира от внешних проявлений человеческой активности отразилась на характере дружеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в «героическую» эпоху Древней Греции дружба, скрепленная договором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был ее «практический» характер, мотив не отделялся от действия [2,435 с.].

      Другой  тип нравственности характерен для сословного общества. Здесь центральным оказывается такой регулятор поведения, как честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные «кодексы чести». Идеалом дворянского сословия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения дворянина. Дуэль процедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость самоцель дворянина, это не средство служения государственной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не есть критерий нравственного поступка. Главное личное бесстрашие, то есть следование закону чести, что предполагает индивидуальную мотивацию, а не только позитивный результат поступка.

     Понятие достоинства оказывается в центре нравственного сознания уже в новое время. Достоинство мыслится как то, что должно быть присуще каждому индивиду, должно носить всеобщий характер. С этой точки зрения, дуэль лишь ритуализированное убийство, унижающее достоинство человека действие. Понятие человеческого достоинства предполагает ощущение индивидом себя как представителя «рода человеческого» в целом, ставшее мотивом его поведения. Чувство собственного достоинства предполагает значительную вариативность поведения индивида, открывает возможность различных его интерпретаций. В частности, диапазон интерпретации понятия достоинства находится между полюсами безграничного самоутверждения индивида и ощущением огромной ответственности за свои поступки перед человечеством. Основополагающим для истолкования идеи человеческого достоинства является принцип гуманизма, который и сам имеет различные интерпретации[2,426 с.].

   Гуманизм  выражен и в идее И. Канта, согласно которой человек всегда является целью и не может стать средством. Но существует и марксистский, «конкретный» гуманизм, согласно которому отдельный человек может и даже должен с радостью стать средством для прогрессивного развития человечества в целом. Ж. П. Сартр рассматривает гуманизм как абсолютную свободу человека, не стесненную внешними условиями и внутренней «цензурой». В религиозной христианской традиции гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества. Гуманизм как поклонение человека самому себе рассматривается как форма идолопоклонничества, несвободы человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение морали в жизни  человеческого общества огромно. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его  мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. 
Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе деятельности людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

   Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и не должном, достойном и недостойном и т.д.

   Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Априсян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. – М.: ИФРАН, 1999. – 35-97с.
  2. Кузнецов Г.В. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 519 с.
  3. Лавриненко В.Н. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.
  4. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
  5. Философский словарь / Под ред. Фролова. И.Т. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. 
  6. Словарь - http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мораль/

 


Информация о работе Общее и индивидуальное в морали