Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:23, контрольная работа
Человек – существо общественное. Во-первых, потому, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей и т.д.) выполняют свою обычную, рутинную работу. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования порождает потребность людей друг в друге.
1. Введение................................................................................................стр. 3
2. Происхождение, предмет и функции морали....................................стр. 4
3. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали.....................................................................................стр. 7
4. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения че-ловечества............................................................................................стр. 10
5. Заключение..........................................................................................стр. 12
6. Список литературы.............................................................................стр. 13
Таким принципом и стало «
«Другой» в «золотом правиле»
- это любой человек , ближний
и дальний, знакомый и
«Золотое правило»
«Золотое правило» как основа
нравственного поведения и
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И НОРМЫ МОРАЛИ КАК УСЛОВИЕ
САМОСОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Всякая мораль обусловлена соци
Исторический тип морали
Страх перед наказанием за совершённый поступок – самая простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным иноплеменникам.
По отношению к «своим» внутри
группы действует механизм «
Неотделённость ещё
Другой тип нравственности характерен для сословного общества. Здесь центральным оказывается такой регулятор поведения, как честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные «кодексы чести». Идеалом дворянского сословия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения дворянина. Дуэль – процедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость – самоцель дворянина, это не средство служения государственной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не есть критерий нравственного поступка. Главное – личное бесстрашие, то есть следование закону чести, что предполагает индивидуальную мотива, а не только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают только определённые внутренние побуждения, воплощённые в определённые действия. Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, становится особым «очищающим» ритуальным действием, смывающим печать личного бесчестья. Причём индивидуальному решению в дуэли отводится серьёзная роль : необходимо решить, достаточно ли только простого вызова, или «обозначения» боя (выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кровью. Для низших сословий понятие чести связано с уровнем мастерства, с трудом, как достойным человека занятием.
Понятие достоинства
оказывается в центре нравственного сознания
уже в новое время. Достоинство мыслится
как то, что должно быть присуще каждому
индивиду, должно носить всеобщий характер.
С этой точки зрения, дуэль – лишь ритуализированное
убийство, унижающее достоинство человека
действие. Достоинство предполагает расхождение
между должным и сущим, что открывает простор
для личного самосовершенствования. Понятие
человеческого достоинства предполагает
ощущение индивидом себя как представителя
«рода человеческого» в целом, ставшее
мотивом его поведения. Чувство собственного
достоинства предполагает значительную
вариативность поведения индивида, открывает
возможность различных его интерпретаций.
В частности, диапазон интерпретации понятия
достоинства находится между полюсами
безграничного самоутверждения индивида
и ощущением огромной ответственности
за свои поступки перед человечеством.
Основополагающим для истолкования идеи
человеческого достоинства является принцип
гуманизма, который и сам имеет различные
интерпретации. Гуманизм выражен и в идее
И. Канта, согласно которой человек всегда
является целью и не может стать средством.
Но существует и марксистский, «конкретный»
гуманизм, согласно которому отдельный
человек может и даже должен с радостью
стать средством для прогрессивного развития
человечества в целом. Ж. П. Сартр рассматривает
гуманизм как абсолютную свободу человека,
не стеснённую внешними условиями и внутренней
«цензурой». В религиозной христианской
традиции гуманизм подвергается критике,
рассматривается в качестве одного из
самых больших заблуждений человечества
(Н. Бердяев, Ю. Бохеньский). Гуманизм
как поклонение человека самому себе рассматривается
как форма идолопоклонничества, несвободы
человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не даёт желаемого результата. В таких условиях незамедлительно меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные нормы; складываются новые отношения – и всё это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм. Таким образом, суть механизма морального развития заключается в том, что практика поведения находит оптимальные образцы, которые затем оформляются в виде так называемых моральных кодексов или официальных моральных систем.
Отсюда неизбежно следует
Всё говорит о том, что
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия: Справочник студента
/ Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М.: Филологическое
общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ»,
2002.
2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2006.
3. Социальная философия: Учебное пособие
для вузов / Под ред. проф. Лавриненко В.
Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
4. Философия: Учебник для вузов / Под
ред. проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова
В. П.. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
5. Философский словарь / Под ред. Фролова
И. Т. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика,
2001.
6. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. – М.: Академический Проспект, 2003.