Общественно-экономическая формация

Автор работы: i************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 00:10, доклад

Описание

Различные системно-структурные образования в обществе в их единстве и взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного общества, придают ему определенный исторически-типический облик. Эта характеристика общества фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанная в марксистской философии.

Работа состоит из  1 файл

Фил.docx

— 24.36 Кб (Скачать документ)

Ступень зависимости  объективированных структур от индивидуального  развития людей остается проблемой, но влияние индивидов на порождение и модификацию этих структур становится все более очевидным. Наиболее заметны  связи индивидного развития и  качества социальности там, где обнаруживаются зависимости накопленного опыта от живой деятельности, капитала - от усложнения рабочей силы, предметного богатства - от способностей людей, то есть там, где общество оказывается перед задачей интенсивного использования своих ресурсов.

Выделение подобных ступеней продуктивно не только в  смысле характеристики различных форм, в которых существовали общества и взаимодействовали люди. Оно  позволяет увидеть, что сами формы  обособления обществ и взаимосвязи  людей изменялись в ходе социальной эволюции, что изменение этих форм и выражало процесс истории, закрепляло ее результаты.

В "западной" (то есть в европейской и американской) социальной философии XX в. получила распространение  схема социальных типов, в ряде важных моментов совпадающая с трехступенчатой  схемой К. Маркса. К созданию этой схемы причастны М. Вебер, У. Ростоу, Дж. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер (в дальнейшем - для краткости - будем ее называть "схемой Белла - Тоффлера"). Отличие этой схемы от предыдущей в том, что каждый социальный тип определяется на основе своей собственной доминирующей формы.

Первый тип - "традиционное общество" - характеризуется  социальной доминантой, выступающей  в форме традиции. Традиция обеспечивает простое воспроизводство общественной жизни, передачу социального опыта  за счет его повтора, сохранение технологических  схем, жесткую взаимозависимость  социальных позиций, структур, культурных норм и стереотипов. Она акцентирует  как раз те отношения между  людьми, которые в предыдущей схеме  характеризовались как отношения  личной зависимости.

Второй тип - "индустриальное общество". В нем  выделяется подсистема промышленного  производства, умножающего вещное богатство  общества. Расширенное воспроизводство  выводит социальные связи из-под  господства традиции, создает технологические  возможности для обновления любой  деятельности, для реализации человеческих сил и способностей по стандартам машинной рациональности.

В "постиндустриальном обществе" (третий тип) человеческая деятельность освобождается от господства машинных технологий. Количественная и качественная ограниченность вещественных средств ставит на первый план проблему использования и развития человеческих ресурсов. Силы и способности индивидов оказываются главным резервом социальности; индивидность раскрывается не за гранью социальности, а в ее основных процессах, обеспечивающих качество жизни. В продукции человеческой деятельности все выше ценится воплощенная квалификация, опредмеченное знание, установки на качества субъекта, потребителя, индивида и т.д.

Эта схема интересна прежде всего тем, что она, давая возможность сравнивать общества и упорядочивать знания о них, вместе с тем достаточно определенно связывает построение моделей общества с его особенностями.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общественно-экономическая формация