Автор работы: i************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 00:10, доклад
Различные системно-структурные образования в обществе в их единстве и взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного общества, придают ему определенный исторически-типический облик. Эта характеристика общества фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанная в марксистской философии.
Ступень зависимости объективированных структур от индивидуального развития людей остается проблемой, но влияние индивидов на порождение и модификацию этих структур становится все более очевидным. Наиболее заметны связи индивидного развития и качества социальности там, где обнаруживаются зависимости накопленного опыта от живой деятельности, капитала - от усложнения рабочей силы, предметного богатства - от способностей людей, то есть там, где общество оказывается перед задачей интенсивного использования своих ресурсов.
Выделение подобных
ступеней продуктивно не только в
смысле характеристики различных форм,
в которых существовали общества
и взаимодействовали люди. Оно
позволяет увидеть, что сами формы
обособления обществ и
В "западной" (то есть в европейской и американской) социальной философии XX в. получила распространение схема социальных типов, в ряде важных моментов совпадающая с трехступенчатой схемой К. Маркса. К созданию этой схемы причастны М. Вебер, У. Ростоу, Дж. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер (в дальнейшем - для краткости - будем ее называть "схемой Белла - Тоффлера"). Отличие этой схемы от предыдущей в том, что каждый социальный тип определяется на основе своей собственной доминирующей формы.
Первый тип -
"традиционное общество" - характеризуется
социальной доминантой, выступающей
в форме традиции. Традиция обеспечивает
простое воспроизводство
Второй тип - "индустриальное общество". В нем выделяется подсистема промышленного производства, умножающего вещное богатство общества. Расширенное воспроизводство выводит социальные связи из-под господства традиции, создает технологические возможности для обновления любой деятельности, для реализации человеческих сил и способностей по стандартам машинной рациональности.
В "постиндустриальном обществе" (третий тип) человеческая деятельность освобождается от господства машинных технологий. Количественная и качественная ограниченность вещественных средств ставит на первый план проблему использования и развития человеческих ресурсов. Силы и способности индивидов оказываются главным резервом социальности; индивидность раскрывается не за гранью социальности, а в ее основных процессах, обеспечивающих качество жизни. В продукции человеческой деятельности все выше ценится воплощенная квалификация, опредмеченное знание, установки на качества субъекта, потребителя, индивида и т.д.
Эта схема интересна
прежде всего тем, что она, давая возможность
сравнивать общества и упорядочивать
знания о них, вместе с тем достаточно
определенно связывает построение моделей
общества с его особенностями.