Общество, как развивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание

В мире постоянно происходят изменения. Эти изменения могут проходить двумя путями: либо постепенно, плавно, прогнозируемо, либо скачкообразно, резко и внезапно. Хотя мне термин "эволюционный путь" для характеристики первого типа не очень нравится (т. к. эволюция происходит именно двумя путями), но примем его в качестве названия вслед за теми историками и прочими деятелями, которые утверждают, что этот путь единственно правильный и целесообразный. Вообще, подобного рода представления достаточно широко распростарнились в последнее время, и историки, и политики, и прочие деятели повторяют как заклинание догму о необходимости эволюционных изменений, о предпочтении эволюционного пути революционному, о том, что нужно переходить к устойчивому развитию и т. п. Хотя, мне кажется, прежде чем утверждать что-либо подобное и, тем более, прежде чем разрабатывать некие "концепции устойчивого развития", следовало бы поглубже понять природу этих изменения и постараться разобраться в тех механизмах, которые вызывают их к жизни

Содержание

1. Революционный и эволюционный типы развития общества 3
2. Субъекты и движущие силы исторического развития 5
3. Смысл истории, направленность исторического процесса 5
Список литературы 5

Работа состоит из  1 файл

Революционный и эволюционный типы развития общества.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО Российский государственный  торгово-экономический

    университет

    Саратовский институт (филиал) 
     
     
     
     

    Контрольная работа 

    По  дисциплине: Философия

На тему: Общество, как развивающаяся система 
 
 
 

                              

                                                                     Выполнил:

              Студент ______ курса

              Специальность:  ___________________

              ФИО: ____________________________

              Номер зачетной книжки:   __________

              Проверил:

                                               

                                                                                                                                                     

Саратов 2011 

 

 
Оглавление

 

  1. Революционный и эволюционный типы развития общества
 

    В мире постоянно происходят изменения. Эти изменения могут проходить двумя путями: либо постепенно, плавно, прогнозируемо, либо скачкообразно, резко и внезапно. Хотя мне термин "эволюционный путь" для характеристики первого типа не очень нравится (т. к. эволюция происходит именно двумя путями), но примем его в качестве названия вслед за теми историками и прочими деятелями, которые утверждают, что этот путь единственно правильный и целесообразный. Вообще, подобного рода представления достаточно широко распростарнились в последнее время, и историки, и политики, и прочие деятели повторяют как заклинание догму о необходимости эволюционных изменений, о предпочтении эволюционного пути революционному, о том, что нужно переходить к устойчивому развитию и т. п. Хотя, мне кажется, прежде чем утверждать что-либо подобное и, тем более, прежде чем разрабатывать некие "концепции устойчивого развития", следовало бы поглубже понять природу этих изменения и постараться разобраться в тех механизмах, которые вызывают их к жизни

    Социологи всех школ и направлений рассматривают  общество как изменяющуюся систему. Однако при трактовке общественных изменений у представителей различных школ и направлений проявляются существенные различия. Абсолютизация того или иного типа изменений социальных систем породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.1

    Социальный  эволюционизм представляет собой попытку  глобального осмысления исторического  процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетарной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах ускоряется темп дифференциации, так как каждая дифференцированная часть является не только результатом дифференциации, но и дальнейшим ее источником. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Однако накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.

    Социальная  эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она  состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. - идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

    Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.2

    Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом - высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

    Переход из одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

    В рамках социального эволюционизма  возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Ф. Теннис (1855-1936) в своей знаменитой книге «Община и общество». Ф. Теннис использует немецкие термины «гемейншафт» и «гезельшафт», чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие «Гемейншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «Гезельшафт» - к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемейншафт предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «Гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде; 2) Гемейншафт придает основное значение обычаям, в то время, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Гемейншафт опирается на религиозные, Гезельшафт - на светские ценности; 5) в основе Гемейншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

    В русле социального эволюционизма  на основе противопоставления традиционного  и современного общества сформировалась теория стадий роста. Теория «стадий  роста» У. Ростоу описывает поступательное развитие общества как переход от аграрного «традиционного» общества к современному «индустриальному», как прохождение 5 важнейших ступеней - стадий.

    Первая  стадия - традиционное общество, основу которого составляет примитивное сельскохозяйственное производство. Накопления здесь незначительны  и расходуются непроизводительно.

    Вторая  стадия - «переходное общество» - на этой стадии создаются предпосылки  для «сдвига»: рост производительности сельскохозяйственного труда, увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, возникновение централизованного  государства и т.д.

    Третья  стадия - период «промышленной революции», характеризующийся мобилизацией внутренних накоплений и инвестирования более 10% национального продукта в производство, быстрым ростом основных отраслей промышленности и радикальным изменением методов производства.

    Четвертая стадия - «путь к зрелости» Ї  формирование индустриального общества. Этот процесс отличается бурным развитием  промышленности, возникновением новых  отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20%, бурным ростом городов.

    Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система  разделения труда в обществе в  целом, при сильной его специализации  в конкретных сферах производства и  управления; 2) массовое производство товаров  на широкий рынок; 3) механизация и автоматизация производства и управления; 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обусловливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.3

    Популярная  в 60-х годах XX в. теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и французские социологи, и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье. Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную и 3) постиндустриальную. Бжезинский третью стадию называет технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, на второй - вторичная сфера - промышленность, на третьей стадии - третичная - сфера услуг. Основная задача этой стадии - индивидуализация производства и потребления. В доиндустриальном обществе главная цель - власть. В индустриальном - деньги, в постиндустриальном - знание, обладание которым является главным, престижным фактором. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации: в аграрном обществе - это церковь и армия, в индустриальном-корпорация, в постиндустриальном - университеты. В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриальном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.

    Теории  индустриального и постиндустриального  общества находятся в рамках социального  эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д. Технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными конфликтами, социальными революциями.

    Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании социальных изменений. Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция - это коренной качественный переворот по всей системе общественной жизни. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

    Эволюционистские  и революционистские теории общества основываются на идее общественного  прогресса. Они утверждают возможность  направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э. Теннис), в третьем - изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл), в четвертом - степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

Информация о работе Общество, как развивающаяся система