Общество как система удовлетворения потребностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:57, реферат

Описание

Человек в своей повседневной жизни подчинен цели и смыслу, предопределяемых ему его биологической и социальной природой. От природы человек наделен способностью к получению удовольствия. Как биологическое и социальное существо, он имеет определенные физиологические и духовные потребности. Любая потребность предполагает ее удовлетворение. В процессе и в результате удовлетворения своей потребности человек испытывает удовольствие. И наоборот, в случае невозможности удовлетворить какую-либо из своих потребностей, человек испытывает неудовольствие.

Содержание

Введение
Счастье
Общество как система удовлетворения потребностей людей
Равенство
Власть
Литература

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 29.66 Кб (Скачать документ)

Содержание  

  1. Введение
  2. Счастье
  3. Общество как система удовлетворения потребностей людей
  4. Равенство
  5. Власть
  6. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Человек в своей повседневной жизни подчинен цели и смыслу, предопределяемых ему его биологической и социальной природой. От природы человек наделен  способностью к получению удовольствия. Как биологическое и социальное существо, он имеет определенные физиологические  и духовные потребности. Любая потребность  предполагает ее удовлетворение. В  процессе и в результате удовлетворения своей потребности человек испытывает удовольствие. И наоборот, в случае невозможности удовлетворить какую-либо из своих потребностей, человек испытывает неудовольствие. Следовательно, у всех людей одни и те же цель и смысл  жизни. Цель жизни любого человека состоит  в удовлетворении своих потребностей. Смысл жизни - в получении от жизни  удовольствия. При одних и тех  же цели и смысле жизни людей число  всевозможных потребностей и связанных  с их удовлетворением удовольствий для человека не ограничено. Каждый человек обладает от природы неповторимыми  задатками, определяемыми его наследственностью. На основе этих задатков общество формирует  черты характера человека, воздействует на него традициями, нравственностью, моралью, культурой и искусством. В результате этого воздействия  у человека формируется определенная ценностная ориентация, которая, в конечном счете, определяет индивидуальность человека и неповторимый набор его потребностей. Имея неповторимый набор потребностей, определяемых его индивидуальностью, каждый человек стремится их удовлетворить  и получить при этом удовольствие. Число потребностей и возможность  их удовлетворения зависит от уровня развития производительных сил и  производственных отношений в обществе, к которому принадлежит человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счастье

В счастье, как вершине  удовольствия, заключен смысл жизни  человека. Счастье - это эмоциональное  состояние, которое является результатом  удовлетворения какой-либо значимой для  человека потребности, желанной им и  выстраданной. Такой потребностью может  стать любая без исключения потребность  духовная или физиологическая. Будет  ли человек испытывать состояние  счастья, удовлетворив свою потребность, зависит от того, насколько долго, насколько сильно сознательно или  подсознательно желал человек удовлетворить  эту потребность, от того как долго  она оставалась без удовлетворения. Даже удовлетворение какой-либо из физиологических  потребностей может ввести человека в состояние счастья либо близкое  к счастью. Какое из этих состояний  испытывает человек, удовлетворив любую  из своих значимых потребностей, будет  зависеть также от того, насколько  желаемое совпадает с действительным. В случае совпадения желаемого с  действительным человек испытывает счастье. В случае неполного совпадения желаемого с действительным человек  испытывает удовлетворение или удовольствие, но не состояние счастья. Темперамент, степень развития мышления, воображение  оказывают немаловажное влияние  на способность человека испытывать состояние счастья. Состояние счастья  при удовлетворении какой либо из духовных потребностей человека возможно при условии, что в этот момент физиологические потребности не требуют удовлетворения.

Осознавая возникшую потребность, человек рисует в своем воображении  Модель, которая содержит желаемые действия, ощущения. Необходимым условием счастья является совпадение модели с реальностью. Поэтому чем проще  модель, тем легче ее реализовать, следовательно, достигнуть состояния  счастья. Люди эмоционально богатые, склонные к глубоким раздумьям и переживаниям, выстраивают сложную модель. Поэтому  они редко бывают удовлетворены  результатами реализации своих потребностей, а значит, редко бывают счастливы. Люди, поверхностно воспринимающие окружающий мир, мыслящие конкретно, не усложняют  модель множеством деталей, трудно реализуемых  и не зависящих от них лично. Поэтому  им легче осуществить задуманное, они чаще бывают счастливы.

Общество как система  удовлетворения потребностей людей

Человеку в одиночку невозможно удовлетворить даже необходимые  физиологические потребности. Поэтому  люди были вынуждены объединиться в  общество, создав единые для всех правила  игры. Производство и производственные отношения в разные исторические периоды менялись, однако направленность общественной системы на удовлетворение необходимых человеческих потребностей оставалась неизменной. Менялся лишь господствующий класс, удовлетворение потребностей которого шло за счет эксплуатации остальных членов общества. Общество можно назвать гуманным, если оно способно удовлетворить  потребности большинства.

Общество как система  удовлетворения потребностей человека, в первую очередь, направлена на удовлетворение неизменных физиологических потребностей, таких как потребности в еде  и безопасности. Во вторую очередь, общество способствует удовлетворению духовных потребностей, таких как  потребность в собственной значимости, развитии и др. Потребность в развитии общество удовлетворяет лишь на уровне, необходимом обществу как системе  в целях его функционирования и безопасности.

Живя в обществе, человек  должен включиться в систему удовлетворения потребностей. Иначе он не сможет пользоваться благами этой системы. Для того, чтобы  система работала, необходимо, чтобы  каждый гражданин общества был элементом  системы и выполнял определенную функцию, а взамен имел право пользоваться благами системы пропорционально  важности и величине своей функций. Важность функции определяется степенью незаменимости её носителя. Число  функций, требуемых системе, ограничено и определено. Важных функций меньше, маловажных - больше.

Человеческие желания  и стремления намного превышают  число функций, необходимых системе. Поэтому возможны два варианта выбора функции человеком. В первом, наиболее желательном случае, выбранная человеком  функция на основании его собственных  стремлений, побуждений совпадает с  функцией, необходимой системе. Во втором случае выбранная человеком функция, опять-таки на основании собственных  стремлений и побуждений, не совпадает  с функциями, необходимыми системе. Значит, человеку необходимо совершить  над собой насилие и выбрать  одну из отведенных ему системой функций. В противном случае, человек не сможет пользоваться в полной мере благами системы. Следовательно, не будет иметь условий для развития и самореализации.

Каждый человек от природы  наделен определёнными психическими свойствами — задатками. На основании  задатков под влиянием воспитания и  среды формируется личность. Личность стремиться к саморазвитию, самореализации. Этот процесс предполагает определенные благоприятные условия: с одной  стороны, это удовлетворенность  физиологических потребностей, с  другой - отсутствие каких бы то ни было границ и ограничений (физических, идеологических и др)

Как уже отмечалось, общественный строй может меняться, в то время  как система удовлетворения потребностей остается практически неизменной. Причиной этому является неизменность физиологических  потребностей в еде и безопасности, а также духовных потребностей человека как социального существа. Общество не в состоянии удовлетворить  весь спектр потребностей, вытекающих из особенностей человеческой природы. Поэтому оно от рождения до смерти человека формирует в нем потребности, стремления, тем самым, функции, которые  необходимы системе удовлетворения потребностей. Ввиду своей простоты, система не может удовлетворить  потребности высокого уровня в полной мере, поэтому она стремится ограничить человека, ориентировать его, в первую очередь, на физиологические потребности, которые в нем заложены природой. Общественное бытие и общественное сознание накладывают на человека определенные ограничения. Общественное бытие определяет жизненный уровень человека, ограничивая его возможности в потреблении благ. Общественное сознание, включающее политическую идеологию, право, мораль, религию, науку, искусство, философию формирует в человеке ценностную ориентацию и соответствующее ей мировоззрение. Каждая из форм общественного сознания в разной мере связана с общественным бытием. Наиболее тесно с ним связана политическая идеология, в меньшей степени и опосредованно через деятельность государства - мораль, искусство, религия и философия. Последние основываются на традициях, культурном наследии и духовных достижениях прошлых поколений.

Система пытается формировать  физиологические потребности человека, воспитывая в нем стремление к  комфорту, тягу к вещам, накопительству, богатству. Пропагандируя "свободную  любовь", общество ориентирует человека на физиологию, ставя секс в один ряд с другими физиологическими потребностями, и берет на себя заботу об удовлетворении этой потребности  посредством проституции и порнографии.

Не имея возможности удовлетворять  всевозможные духовные потребности  людей, общество вынуждено формировать  их в упрощенном виде. Обладая идеологическим органом в виде средств массовой информации, государство формирует  массовое сознание общества. Человеку отводится место бездушного исполнителя, без которого система не смогла бы функционировать нормально. Поэтому  перед средствами массовой информации ставится задача не давать человеку думать. Для этого средствами массовой информации создаются у людей мнения, убеждения, стремления - все то, что определяет индивидуальность человека. Средствами массовой культуры, в дополнение, формируются  вкусы, мода, ценностная ориентация людей. Развивая в человеке качества, необходимые  системе, она не дает человеку возможности  проявить свою индивидуальность, делая  из человека добровольного раба, элемента системы, защищающего ее интересы. Живя в обществе как системе удовлетворения потребностей, человек даже не замечает своего рабства. Он ощущает себя свободным  в пределах отведённых ему функций. Являясь существом общественным, человек не отделим от общества. Он формируется традициями и культурой  своего народа, вступая в общественные отношения, усваивает цели и стремления своего народа, приобретает функцию, необходимую системе, включается в  нее как элемент, разделяющий  ее задачи и цели, защищающий ее. Иначе  он чувствует себя лишним и невостребованным.

Любая человеческая деятельность, как и сам человек, оценивается  с точки зрения полезности для  общества. Человеческая деятельность всегда направлена на какой-либо круг лиц, в противном случае, она не имеет смысла, бесполезна для человека и общества. Поэтому смысл любой  деятельности заключается в удовлетворении какой-либо потребности человека. Деятельность, которая не удовлетворяет ни одну из потребностей человека, не будет  востребована и принята обществом, она будет отвергнута и осуждена. Этим объясняется непонимание человечеством, преследование и уничтожение великих достижений науки, техники, искусства, которые были впоследствии оценены ввиду возникшей в них необходимости. Примерами таких достижений могут служить работы Коперника, Бруно, Леонардо да Винчи, Фарадея.

Представления о Земле  как о сфере, обоснованные Бруно  и Коперником, стали востребованными  обществом лишь в восемнадцатом  веке, во время первого морского кругосветного путешествия к  Индии Христофора Колумба. Летательный  аппарат, изобретенный Леонардо да Винчи  и ставший прототипом будущего вертолета, не был востребован обществом  до создания мощного двигателя внутреннего  сгорания. Открытое Фарадеєм электричество  нашло свое применение после создания электрогенератора, электрической  лампы освещения и электродвигателя. Энерго- и ресурсосберегающие технологии стали актуальными при появлении  энергетического и сырьевого  дефицита.

Формирование системой через  средства массовой информации и культуры потребностей человека и порицание  и преследование всего отличного  от общепринятых норм пагубно влияет на развитие индивидуальности. Индивидуальность душит среда и губит отсутствие для нее места в системе. Для  общества как системы удовлетворения потребностей безразличны нравственность, ценностная ориентация, установки, убеждения, взгляды отдельной личности. Общество интересует лишь функция человека, которую он выполняет в системе  удовлетворения потребностей, и качество ее выполнения. Наоборот, общество не заинтересовано в развитии тех личностных качеств, которые выходят за рамки существующей идеологии и мешают человеку выполнять  его функции в системе удовлетворения потребностей. Следствием этого является развитие человечества исключительно  по пути технического прогресса.

Гуманность системы удовлетворения потребностей людей определяется обществом. Если система направлена на удовлетворение потребностей большинства, то система  может считаться гуманной. Если же система направлена на удовлетворение потребностей правящего меньшинства, то система антигуманна.

Возможны два пути построения системы удовлетворения потребностей. Первый путь: построить систему из элементов с неограниченным набором  функций. В этом случае каждой индивидуальности нашлось бы место в системе. Однако такая система была бы громоздка, не оптимальна и как следствие, плохо  справлялась с удовлетворением  основных потребностей человека. Второй путь: построить оптимальную систему  из ограниченного набора элементов - функций, которая хорошо удовлетворяла  бы потребности меньшинства. А при  условии развития и совершенствования  человеческих функции возможно построение такой же системы, способной удовлетворять  потребности большинства. Именно по второму пути идет мировое сообщество, считая его наиболее гуманным, так  как удовлетворены потребности  большинства. Однако люди - добровольные рабы, сформированные системой, не понимают своего рабства и всей чудовищности такой системы. Не имея места для своей индивидуальности в системе, человек вынужден либо выбрать себе одну из функций элемента системы, либо, оставаясь индивидуальностью, при этом не выполнять ни одной из функций элемента системы и поэтому не пользоваться благами системы. Отказавшись от благ системы, человек обречен на нищету или даже смерть, при этом он опять-таки утрачивает возможности для развития своей индивидуальности. Можно предположить, что человек обречен на безликое существование в системе, на замкнутое пространство, из которого нет выхода.

Выход есть. Найти свое место  в системе. Найти то, что близко твоей индивидуальности. То, в чем  ты мог бы ее проявить, одновременно с пользой для себя и для  общества. Хотя развитие личности человека в этом случае будет неполным, все  же он сможет пользоваться благами  системы, без чего невозможно ни дальнейшее развитие личности, ни физическое существование. Это значит заставить систему  работать на себя, на свою личность. Человек, выполняющий в системе немаловажную функцию, имеет возможность влиять на общественное мнение, создавать  условия для реализации своей  личности в той мере, в какой  это возможно в конкретном обществе.

Равенство

Между людьми невозможно равенство  ни экономическое, ни социальное, ни какое-либо другое. Человек по своей природе  ориентирован в первую очередь на себя и свои потребности. Поэтому  он не допускает существования кого-либо или чего-либо более важного, чем  он сам, тем самым не признавая  равенства между собой и другими  людьми. В некоторых случаях создается  впечатление, что люди руководствуются  в своих действиях не своими интересами и потребностями, а интересами и  потребностями других людей. Однако это всего лишь видимость. Человек, жертвующий своими интересами и потребностями  ради интересов и потребностей другого  человека, на самом деле, удовлетворяет  свою потребность отказаться от личных интересов в интересах других людей. Или такое поведение является компромиссом, требуемым для удовлетворения каких-либо иных потребностей человека. Таким образом, человек, подающий милостыню, оказывающий помощь, проявляющий  сострадание, переживающий за своего ребенка, не переключается при этом на потребности  другого человека, а всего лишь удовлетворяет свою собственную  потребность жалеть, сострадать, бескорыстно  помогать, делать добрые дела, переживать и заботиться или преследует свои интересы, уступая другим людям. Поэтому  жизнедеятельность каждого человека будет направлена в первую очередь  на удовлетворение личных потребностей за счет использования в своих  интересах других людей, что свидетельствует  о неизбежной ориентации человека на неравенство.

Информация о работе Общество как система удовлетворения потребностей людей