Оценка философии Гегеля Марксом и Фейербахом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 02:49, доклад

Описание

Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания — от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.

Работа состоит из  1 файл

фил.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)

     Признавая большое значение гегелевской диалектики и защищая ее от нападок, К. Маркс  и Ф. Энгельс вместе с тем постоянно  подчеркивали принципиальное отличие  и специфику материалистической диалектики. Основной недостаток гегелевского подхода К. Маркс видел в мистификации диалектики. Это он подчеркивал много раз. В письме к Л. Кугельману (от 6 марта 1868 г.) Маркс, отвергая нападки Дюринга на диалектику, отмечает: «Он очень хорошо знает, что мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я – материалист, а Гегель – идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод» [6].

     Эти мысли развернуто изложены Марксом  в послесловии ко второму немецкому изданию первого тома «Капитала » (1873) [6]. Здесь Маркс подчеркивает, что его диалектический метод в своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его прямой противоположностью. Если диалектика в мистифицированной форме стала немецкой модой, так как казалось, будто она прославляет существующее положение вещей, то в своем рациональном виде она по существу критична и революционна. И Маркс, резюмируя смысл своего отношения к диалектике Гегеля, пишет: «Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад, в то время, когда она была еще в моде. Но как раз в то время, когда я работал над первым томом «Капитала», крикливые, претенциозные и весьма посредственные эпигоны, задающие тон в современной образованной Германии, усвоили манеру третировать Гегеля, как некогда, во времена Лессинга, бравый Мозес Мендельсон третировал Спинозу, как «мертвую собаку». Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения... У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» [6]. 
 
 
 
 

Заключение 

      Как Маркс, так и Фейербах вначале  были приверженцами философского учения Гегеля. В своих работах они отмечают, что великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Однако Гегель был идеалист, т.е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то "идеи", существовавшей где-то еще до возникновения мира. Фейербах же с Марксом были материалистами, поэтому они делали оценку Гегелевской философии с материалистической точки зрения.  К 1945 году, когда сложились взгляды Маркса, он был cторонником Л. Фейербаха, усматривая  впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма. Поэтому критика философии Гегеля Фейербахом и Марксом похожи между собой, отличаются в основном тем, что Маркс дал оценку более последовательно и всесторонне.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Оценка философии Гегеля Марксом и Фейербахом