Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 02:49, доклад
Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания — от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.
Признавая большое значение гегелевской диалектики и защищая ее от нападок, К. Маркс и Ф. Энгельс вместе с тем постоянно подчеркивали принципиальное отличие и специфику материалистической диалектики. Основной недостаток гегелевского подхода К. Маркс видел в мистификации диалектики. Это он подчеркивал много раз. В письме к Л. Кугельману (от 6 марта 1868 г.) Маркс, отвергая нападки Дюринга на диалектику, отмечает: «Он очень хорошо знает, что мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я – материалист, а Гегель – идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод» [6].
Эти
мысли развернуто изложены Марксом
в послесловии ко второму немецкому
изданию первого тома «Капитала »
(1873) [6]. Здесь
Маркс подчеркивает, что его диалектический
метод в своей основе не только отличен
от гегелевского, но и является его прямой
противоположностью. Если диалектика
в мистифицированной форме стала немецкой
модой, так как казалось, будто она прославляет
существующее положение вещей, то в своем
рациональном виде она по существу критична
и революционна. И Маркс, резюмируя смысл
своего отношения к диалектике Гегеля,
пишет: «Мистифицирующую
сторону гегелевской диалектики я подверг
критике почти 30 лет тому назад, в то время,
когда она была еще в моде. Но как раз в
то время, когда я работал над первым томом «Капитала», крикливые,
претенциозные и весьма посредственные
эпигоны, задающие тон в современной образованной
Германии, усвоили манеру третировать
Гегеля, как некогда, во времена Лессинга,
бравый Мозес Мендельсон третировал Спинозу,
как «мертвую
собаку». Я поэтому открыто
объявил себя учеником этого великого
мыслителя и в главе о теории стоимости
местами даже кокетничал характерной
для Гегеля манерой выражения... У Гегеля
диалектика стоит на голове. Надо ее поставить
на ноги, чтобы вскрыть под мистической
оболочкой рациональное зерно»
[6].
Заключение
Как
Маркс, так и Фейербах вначале
были приверженцами философского учения
Гегеля. В своих работах они отмечают,
что великая заслуга Гегеля состоит в
том, что он впервые представил весь природный,
исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии, и сделал попытку
раскрыть внутреннюю связь этого движения
и развития. Однако Гегель был идеалист,
т.е. для него мысли нашей головы были не
отражениями, более или менее абстрактными,
действительных вещей и процессов, а, наоборот,
вещи и развитие их были для Гегеля лишь
воплотившимися отражениями какой-то
"идеи", существовавшей где-то еще
до возникновения мира. Фейербах же с Марксом
были материалистами, поэтому они делали
оценку Гегелевской философии с материалистической
точки зрения. К 1945 году, когда сложились
взгляды Маркса, он был cторонником Л. Фейербаха,
усматривая впоследствии его слабые
стороны исключительно в недостаточной
последовательности и всесторонности
его материализма. Поэтому критика философии
Гегеля Фейербахом и Марксом похожи между
собой, отличаются в основном тем, что
Маркс дал оценку более последовательно
и всесторонне.
Информация о работе Оценка философии Гегеля Марксом и Фейербахом