Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:02, доклад
Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея Опредмечивания и Распредмечивания получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия Опредмечивание и Распредмечивание получили в марксизме.
Опредмечивание и Распредмечивание
Понятия, оформившиеся
в историко-философской традиции на стыке
немецкой трансцендентально-критической
философии и традиционного марксизма.
Исходную проработку идея Опредмечивания
и Распредмечивания получила прежде всего
в философии Гегеля, у которого она конституировалась
в контекстах рассмотрения процессов объективации
абсолютного духа в природу и историю, диалектики
объективного и субъективного духа, развития
идеи становления и идеи снятия. Окончательный
категориальный статус и терминологическое
закрепление понятия Опредмечивание и Распредмечивание
получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую
схему в контексте критики гегелевского
наследия и переформулировки задач философии,
понятия Опредмечивание и Распредмечивание
употреблялись Марксом как фундирующие
его идеи развития «родовой сущности»
человека (деятельностной, практической
самореализации и саморазвития индивида);
отчуждения (превращения деятельности
и ее результатов в противостоящие ее субъектам,
господствующие над ними, враждебные ему);
фетишизма (деперсонализации человека
и персонализации вещей); господства овеществленного
труда над живым трудом (превращения субъекта
в объект манипулирования через лишение
его контроля над условиями, средствами
и продуктами труда); превращенных (иллюзорных)
форм сознания. Позднее этот круг идей
переосмысливается Марксом в концепции
овеществления (приобретения отношениями
между людьми видимости отношений между
вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован
в различных версиях неомарксизма с упором
на анализ процессов и результатов отчуждения,
а также на рассмотрение овеществления
как базового явления по отношению к отчуждению
и фетишизации и как феномена, противоречащего
человеческой природе. Марксистская концепция
Опредмечивания и Распредмечивания
оказалась интересной и востребованной
прежде всего в качестве диалектики «деятельностных
способностей» субъектов, актуализированной
и разработанной в продвинутых теориях
советской философии. Здесь стало классическим
понимание: 1) Опредмечивания как перехода
в предмет и воплощения в нем человеческой
способности (что, собственно, и делает
предмет социокультурным феноменом через
снятие схемы с деятельности и воплощение
ее в культурной – знаково оформляемой
и ценностно нагружаемой – форме, что сдвигает
анализ с процессов овеществления на схватывание
ценностно-смысловых характеристик объекта);
2) Распредмечивания как делания «сущности»
(социокультурной его компоненты) предмета
достоянием человека, в результате чего
происходит развитие человеческой способности
(через усвоение и критическое переосмысление
социокультурного опыта). В неклассической
философии использование фигур Опредмечивания
и Распредмечивания встречается достаточно
редко, они существенно переосмыслены
и нетрадиционно ангажированы в феноменологии
Гуссерля (установка на экспликацию сознания
через механизм феноменологической редукции,
обернутый не на предмет, а на мышление
и действие, с целью выявления смысловых
горизонтов, эйдосов, способов конституирования
значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической
социологии, этнометодологии, феноменологической
версии социологии знания. Переосмысление
проблематики Опредмечивания и Распредмечивания
и самой терминологии во многом произошло
в результате «эпистемологического поворота»
в философии и социогуманитарном знании.
Так, в генетической эпистемологии Пиаже
оформилась концепция интериоризации
как формирования внутреннего плана сознания
(аналогичные идеи высказал в концепции
работы со знаками Выготский; первоначальная
же трактовка интериоризации как механизма
усвоения коллективных представлений
в индивидуальном сознании была предложена
Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала
(как и с других позиций – феноменология)
идею Опредмечивания и Распредмечивания
с рассмотрения отношения человек – предмет
(вещь) на отношение человек – знание (предметно,
дисциплинарно организованное). В этом
контексте Распредмечивание начинает
пониматься как критически-аналитическая
процедура Р. понятий, идеальных объектов,
обоснований и т.д., а Опредмечивание –
как построение новых предметных понятий,
идеальных объектов, обоснований и т.д.
(т.е. как проективно-конструктивная процедура).
Близкое этому, но вполне самостоятельное
и оригинальное понимание Опредмечивания
и Распредмечивания предложено в системно-мыследеятельностной
(Смд) методологии. Здесь они понимаются
как технологии Распредмечивания знания
(снятия содержания и выхода в «чистую»
рамку) посредством «выталкивания» его носителей
(в коммуникации и/или организационно-деятельностной
игре) в рефлексивную позицию и освоение
в проектном режиме новых способов работы
со знанием с последующим новым заполнением
«чистой» рамки, т.е. переходом к технологиям
Опредмечивания. В целом работа в режиме
Опредмечивания и Распредмечивания
трактуется как способ преодоления предметной
точки зрения и предметных способов мышления.
Определенным типологическим аналогом
идее Опредмечивания и Распредмечивания
выступают идеи чтения – письма, деконструкции
и т.д., сформулированные в рамках разных
версий постструктурализма.
Опредмечивание-
Безусловная заслуга Гегеля в изучении природы человека заключается в открытии механизма опредмечивания. Именно за счёт опредмечивания осуществляется единство деятельности и бытия: « ... истинное произведение есть лишь указанное выше единство действования и бытия, хотения и осуществления ... » [14, с.218].
Продуктом опредмечивания является «произведение» (по терминологии Гегеля), в котором сознание впервые становится перед собой и открывает свою собственную сущность: « ... в произведении сознание открывается себе так, как оно поистине есть, и его пустое понятие о себе самом исчезает ... » [14, с.217].
Прежде всего, в продукте (произведении) человеческий индивид раскрывает свою сущность, которая (по Гегелю) есть всеобщее: « ... Произведение есть реальность, которую сознание сообщает себе; оно есть то, в чем индивид оказывается для сознания тем, что он есть в себе и, при том так, что сознание, для которого индивид открывается в произведении, есть не особенное, а всеобщее сознание ... » [14, с.215].
В продукте различаются действительность деятельности и действительность бытия. Эта противоположность, которая в непредметной форме сознания является началом деятельности, в опредмеченном сознании является результатом деятельности: « ... для сознания в его произведении возникает противоположность действования и бытия, которая в прежних формообразованиях сознания была вместе с тем началом действования, тогда как здесь она - только результат ... » [14, с.216].
Уникальная особенность продукта («произведения») заключается в том, что именно в нём индивид выражает свою внутреннюю рефлектированность (рефлексивность) как собственную сущность: « ... Индивидуальность отказывается от той рефлектированности в себя, которая выражена в чертах лица, и вкладывает свою сущность в произведение ... » [14, с.170].
Такое чудесное свойство произведения (продукта) даёт основание Гегелю сделать вывод о том, что внешнее (произведение) есть выражение внутреннего (цели): « ... Таким образом, мы видим, что под внутренним приблизительно подразумевается понятие цели, а под внешним - действительность; и их соотношением порождается закон, гласящий, что внешнее есть выражение внутреннего ... » [14, с.142].
Гегель отмечает внутреннюю противоречивость продукта деятельности, которая заключается в единстве противоположности внутренней индивидуальности и внешней действительности:
« ... действование как выполненное произведение имеет двойное противоположное значение: - или оно есть внутренняя индивидуальность, а не её выражение, или, будучи внешним, оно есть свободная от внутреннего действительность, которая есть нечто совершенно другое, чем внутреннее ... » [14, с.167].
К.Маркс продолжил разработку идеи Гегеля об опредмечивании, но поскольку исходные методологические основания у него существенно отличались от гегелевских, то одного опредмечивания оказалось недостаточно для описания целостной предметной деятельности. Как известно, у Гегеля деятельность всё-таки является внутренне детерминированной спонтанной активностью сознания, механизмы детерминации которой сам Гегель не описал. В этом смысле природа марксистской категории предметной деятельности совсем иная и характер детерминации самой деятельности совершенно другой.
Введение
дополнительного механизма
При
такой метаморфозе активности сознания
в предметную деятельность человека
изменился и сам характер базовых
процессов опредмечивания-
Распредмечивание - это обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность: оно есть творческое начало освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их - также и природы ... » [61, с.154].
Как и у Гегеля, предметом деятельности является человек, опредмечиваясь в «прочных» или «непрочных» формах, объективируясь, он порождает (создаёт) своей деятельностью свой человеческий мир. Таким образом, человек живёт в предметной среде, которую порождает собственной деятельностью. В этом смысле, поскольку он опредмечивает себя, собственную сущность, человек удваивает себя, удваивает реально, а не только идеально: « ... именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. ... Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире ... » [40, с.566].
Благодаря
предметным формам объективации человека,
возникает возможность
Человеческая деятельность не исчерпывается опредмечиванием, это лишь одна сторона деятельности. Другой же стороной является распредмечивание, т.е. вовлечение предмета снова в деятельность, в результате которой возникает новый предмет, новая вещь. По этой именно причине распредмечивание не есть уничтожение вещи, превращение бытия вещи в ничто, а только снятие самостоятельности данной формы, поскольку она превращается в средство, в субстрат другой вещи, другого предмета ... » [20, с.92].
Особенность процесса распредмечивания в том, что в результате воспроизводится история происхождения самого предмета, которая в определённом смысле является и его будущим: « ... любой предмет в процессе деятельности с ним, распредмечивается в том смысле, что его наличное бытие разворачивается в его историю, в процесс его становления, причем, как это было сказано, не только в ретроспективном, но и в перспективном плане ... » [21, с.168].
Предметный мир человека представляет собой некое волшебное пространство, вложенное одно в другое. Человеческий мир – это не только мир реальных предметов, но и идеальный мир человеческих сущностей. Человеческая предметность есть такая чудесная вещь, в которой человек аккумулирует все свои человеческие качества, включая сознание, мышление и пр. Только благодаря своей предметности человек способен существовать как род: « ... Сознание, мышление, логические категории и все сугубо человеческие качества не могут иметь места, если все способы и схемы деятельности не представлены отдельно от тела человека, не воплощены во внешних, созданных людьми же предметах. Способы и схемы деятельности человек опредмечивает в вещах, в их формах и отношениях, и в дальнейшем изменяет и совершенствует их, т.е. действует с ними, как с любыми другими, ещё не освоенными природными предметами ... » [20, с.213].
Своей деятельностью, своим трудом человек преобразует, переделывает объективный мир. Суть переделки заключается в том, что человек придаёт смысл природе, делает её человеческой за счёт передачи предметам природы своих человеческих свойств: « ... Процесс угасает в продукте. Продукт процесса труда есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы. Труд соединился с предметом труда. Труд овеществлен в предмете, а предмет обработан. То, что на стороне рабочего проявлялось в форме деятельности, теперь на стороне продукта, выступает в форме покоящегося свойства, в форме бытия ... » [42, с.172].
В человеческом мире труд зафиксирован как способ деятельности человека. Данный способ существует как функция человеческого предмета, которая реально осуществляется в процесс последующего общения людей при помощи предмета-средства. Форму (способ) деятельности, как бы «застывшую» в предмете, и принято понимать как идеальное, а самоё натуральную форму предмета принято рассматривать как натуральное бытие идеальной формы: « ... в предметах процесс деятельности угасает. В измененном облике предмета представлена функция, которую предмет может выполнять в будущем, в новых процессах деятельности и человеческих отношениях. Эту именно застывшую в предмете форму и рассматривает Маркс как идеальность ... » [30, с.27].
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ-
Специфика человека и его жизнедеятельности, как известно, заключена, в том числе, и в специфике его отношения к своему объекту. Точнее говоря, только человек и есть такое существо, которое относится и которым осознаётся собственное отношение к объекту, к своей собственной ситуации, к условиям собственной жизнедеятельности, к себе самому. Наличие субъект-объектного отношения характерно только для человека, и именно этим наличием человек и отличается от всего остального живого мира.
Особенность субъект-объектного отношения заключается в том, что объект несет на себе сущностные определения самого субъекта. Т.е. объект задает все содержание субъекта: « ... Мысль о том, что объект несет на себе определения субъекта, известна была давно. Однако подлинная природа этого явления не была раскрыта. Это сделал только Маркс, показав, что в решении данного вопроса надо принимать во внимание общественную деятельность людей ... » [48, с.42].
Природа
детерминированности субъекта объектом
раскрыта в деятельностных концепциях
человека, начиная с Гегеля, Маркса, и включая
современные деятельностные концепции
человека. Она раскрывается в процессах
распредмечивания-