Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:02, доклад
Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея Опредмечивания и Распредмечивания получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия Опредмечивание и Распредмечивание получили в марксизме.
Процессы
распредмечивания-
Таким образом, содержание деятельностного подхода как субстанциалистской концепции заключается в том, что предмет (объект) деятельности полностью задает (детерминирует) содержание и форму субъекта, определяет собой все его структурно-функциональные характеристики, а субъект в этом случае, фактически, является моделью или копией объекта: « ... Предметные операции, выполняемые в процессе ... деятельности, в конечном счете зависят от самого предмета, в значительной степени определяются его особенностями. Структура объекта как бы воспроизводится в самой деятельности, в системе предметных операций субъекта. Тем самым в деятельности осуществляется своеобразное структурно-функциональное уподобление субъекта объекту, снятие внешности, копии с объекта, его моделирование ... » [21, с.77].
Моделирование
(осуществляемое как «уподобление»)
необходимо для того, чтобы человеческий
индивид мог адекватно «
ВЫВОД:
Единство
распредмечивания-
Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и
гуманизма.
Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного
человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать
существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь
будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через
деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание
и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту,
человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного
продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки.
Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание
новых предметов культуры называется опредмечиванием.
Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и
распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу
опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность
и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и
враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение
проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно
закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-
навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки
отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе
производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной
собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в
социальной и духовной сферах.
Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью
культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для
беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому
бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци
альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к
культуре.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра методологии