Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:06, реферат
Немецкая классическая философия представляет собой достаточно необычное явление в истории мировой философии. Ведь всего за несколько десятков лет на территории страны, да ещё и не имевшей собственной национальной философской традиции вдруг возникло такое мощное, самобытное и всеохватное философское течение. Для лучшего понимания этого явления во всей его полноте было бы полезным начать с общественно политических предпосылок немецкой классической философии.
Введение.
Немецкая классическая философия представляет
собой достаточно необычное явление в
истории мировой философии. Ведь всего
за несколько десятков лет на территории
страны, да ещё и не имевшей собственной
национальной философской традиции вдруг
возникло такое мощное, самобытное и всеохватное
философское течение.
Для лучшего понимания этого явления во всей его полноте было бы полезным начать с общественно политических предпосылок немецкой классической философии. Несмотря на то, что во многих регионах Германии феодальные порядки и крепостное право сохранялись до Наполеона, Германия была достаточно развитой и урбанизированной страной. В ней, так же как и в других странах Западной Европы «третье сословие» - городская буржуазия была самостоятельным классом, со своими собственными ценностями и собственными потребностями в объяснении и оправдании этих ценностей. Но вместе с тем, в отличие от Франции или Англии революции в Германии не произошло и буржуазия так и не получила в свои руки реальной политической власти, но вместе с тем немецкие мыслители могли со стороны оценить английскую и французскую революции. Кроме того, во время зарождения немецкой классической философии Германия ещё только начинала объединяться под властью Пруссии, и этот мощный объединительный импульс, несомненно, оставил свой отпечаток на мышлении немецких интеллектуалов того времени. Таким образом, немецкая классическая философия рождалась во времена, когда у немецких мыслителей появилась реальная возможность перейти от слов к действиям, и, причём действиям не только революционным, но и созидательным.
Кроме того, для лучшего
понимания немецкой классической философии
необходимо взглянуть и на её философские
предпосылки. В то время в Европейской
философии доминировали две основные
тенденции, с одной стороны это
сенсуализм и эмпиризм, берущие своё
начало в философии Фрэнсиса Бэкона,
и приведшие к возникновению
механистической картины мира. У
эмпиризма и механицизма было
немало последователей в Англии и
во Франции. Популярность этого философского
направления была обусловлена, с
одной стороны бурным развитием
естественных наук, а с другой стороны
открывшимися возможностями для
критики церковной картины
Основные достижения немецкой классической философии.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.
Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование.
Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины 18 в. – первой половины 19 в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха
В характеристике немецкой классической
философии как единого течения
важны две особенности –
Немецкая классическая философия
развивалась в эпоху
В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и 'подобно тому, как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту' - так говорили в своих трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был И.Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гнесиологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта 'формальной'.
Немецкая классическая философия
после Канта разрабатывалась
такими выдающимися философами, как
И. Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854).
Оба стремились преодолеть кантовское
противопоставление феномена и ноумена,
обосновав познавательную активность
в некотором едином принципе - в
абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном
тождестве бытия и мышления (Шеллинг).
Последний дал топкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы
и необходимости, тождества, единого
и многого и др., послужив предтечей
гегелевской объективно-
Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-1831). На объективно- идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской 'вещи самой по себе' он противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит 'мировой разум', 'абсолютная идея' или 'мировой дух'. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей, абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме 'инобытия' в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть 'корень всякого движения и жизненности', составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.
Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено.
То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершиться последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.
Классики марксизма-ленинизма подвергли острой и всесторонней критике идеализм Гегеля, но вместе с тем дали исключительно высокую оценку тому положительному, что действительно содержалось в его трудах, и в первую очередь его диалектике.
Многие авторы [2,3] видят в диалектическом методе основное достижение немецкой классической философии, поэтому будет вполне логично начать именно с него.
До этого в западной
философии существовали лишь некоторые
догадки о том, что мир содержит
в себе противоречия, и что эти
противоречия являются неотъемлемой частью
этого мира. Ещё в античные времена
был сформулирован закон
Фихте и Шеллинг, каждый по
своему, пытались разрешить эту проблему,
для этого они просто устранили
границы между субъектом и
объектом, что привело к созданию
достаточно запутанных и не лишённых
внутренних противоречий философских
систем. Другим достижением «философии
всеединства» было развитие представления
о становлении и развитии через
становление, что вкупе с историческими
подходами Гердера и Шиллера
привело к созданию Гегелем стройной
и понятной диалектической системы.
И это оказалось весьма важным
достижением для философии того
времени, ибо до этого философские
категории были чаще всего статичными,
что не всегда позволяло описывать
динамику жизни. Поэтому в немецкой
классической философии был преодолён
заложенный ещё древними греками
статический подход к философскому
описанию мира. Хотя конечно уже
средневековой философии
Таким образом Гегель пришёл к трём основным законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, согласно которому противоречия являются неотъемлемой частью любого явления, а их борьба – основным двигателем развития, закону отрицания, согласно которому антитезис являющийся отрицанием тезиса в ходе своего дальнейшего развития, уже в качестве тезиса породит новый антитезис, являющийся его отрицанием, и закона переходе количества в качество, описывающего процесс разрешения противоречий, как первоначально возникающих количественно, и уже затем переходящих в качественно иной антитезис.
Диалектический метод нашёл своё продолжение, так же и в развитии представлений о том, что по одной части можно познать целое, то есть он оказался новым философским обоснованием созерцательного метода. Кроме созерцания этот подход нашёл своё воплощение в таком философском направлении как структурализм, но при этом область его применения была сильно ограничена, прежде всего, тем, что структуры (в которых воплощались антиномии) вновь оказались статичными. Другим важным достижением немецкой классической философии была глубокая проработка темы субъект-объектных отношений, а так же самих понятий субъекта и объекта. Никогда до этого эта проблема не была ключевой философской проблемой. В немецкой классической философии все проблемы, так или иначе, сводились к одной из основных антиномий, а именно, к антиномии субъекта и объекта. Основы такого подхода были заложены ещё Кантом, который с одной стороны выделил активно и творчески познающий и действующий субъект, а с другой стороны обозначил в принципе непознаваемый субъект – «вещь в себе».
Информация о работе Основные достижения немецкой классической философии