Основные идеи и направления философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:06, контрольная работа

Описание

Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV - XVII вв.). В это период в социально - экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Данная эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли.

Работа состоит из  1 файл

Филосоофия.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Основные  идеи и направления  философии Возрождения

1. Мировоззрение эпохи  Возрождения.

Эпоха средневековья  сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV - XVII вв.). В это период в социально - экономическом плане  происходит переход от феодализма к  капитализму. Данная эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития предопределили и основные особенности философского прогресса. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, воспринимающейся как образец для современности. Переосмысливается христианская традиция, происходит секуляризация (обмирщвление) общественной жизни и культуры. Философия перестает быть служанкой теологии. Идеалом становится не религиозное, а светское знание. В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды мыслителей: Франческо Петрарки, Мишеля Монтеня, Марсилио Фичино, Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Телезио, Томазо Кампанелла, Никколо Макиавелли и др.

Отличительные черты  мировоззрения эпохи Возрождения:

· ориентация на человека (антропоцентризм). Если в центре внимания средневековой философии были отношения  бога и человека, то философияэпохи Возрождения обращена к человеку. Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения;

· ориентация на искусство  и постулирование творческой сущности человека. В процессе творческой деятельности человек создает новый мир и самое высокое, что есть в мире - себя самого по законам красоты. Неслучайно именно в этот период появляется в философии идея прометеизма;

· ориентация на личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном учёте телесного начала (тело не «оковы души», как это было в эпоху средневековья, телесная жизнь сама по себе самоценна). Для эстетики Ренессанса характерен синкретизм духовного и личностно-материального (живопись, скульптура изображают прежде всего человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным);

· ориентация на гуманизм (от латинского humanus - «человеческий»), на признание человека личностью, его  права на творчество, свободу, счастье.

8

2. Гуманизм эпохи  Возрождения.

Новая светская культура, появившаяся прежде всего в Италии в XIV веке, получила название гуманизма, а ее носители - гуманистов. Идеал  гуманистов - всесторонне развитая личность.

Родоначальником европейского гуманизма считают итальянского поэта и философа Франческо Петрарку. Основные философские труды - «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «Старческие письма». Онтологические, гносеологические вопросы не нашли отражения в его работах, свои философские трактаты он посвятил вопросам морали, искусству жизни. С его точки зрения, философия - это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос - как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром.

Продолжил традицию Петрарки римский философ-гуманист Ф. Лоренцо  Валла (1407 - 1457). Как философ, Л. Валла  знаменит своим диалогом «О наслаждении». В отличие от Петрарки, возрождавшего  этические взгляды стоиков, Л. Валла показывает в своем диалоге преимущества морали эпикуреизма и является одним из первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла реставрирует только этику эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Элементы эпикурейской морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом, что характерно и для других гуманистов XV - XVI веков.

В истории философской  и общественно-политической мысли  эпохи Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня  «Опыты», написанная на французском языке. Французский мыслитель не ставил перед собой цель разработать новую философскую систему. Но в тоже время он испытал влияние определенной философской концепции - античного скептицизма. Скептицизм М. Монтеня направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои положения за абсолютные истины. Философия, по мнению М. Монтеня, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Свой этический идеал (жизнь в соответствии с законами природы, стремление к счастью, покою и комфорту) Монтень почерпнул из этики эпикурейцев и стоиков, изменив его в соответствии с духом гуманизма и индивидуализма своей эпохи.  

3. Философия природы  в эпоху Ренессанс.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Возникновение натурфилософии, т.е. философии природы, свободной от непосредственного подчинения теологическим умозрениям. Общие черты натурфилософских концепций:

· пантеизм;

· идея бесконечности  природы;

· органистический  взгляд на мир, господствовавший в античности (аналогии между организмом человеческим или животным);

· рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной;

· гилозоизм;

· диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.

Первым натурфилософом, развивающим традиции неоплатонизма  и пантеизма в данную эпоху, был  Николай Кузанский. Из собственно философских  произведений важнейшими следует считать «Об ученом незнании», «О предположениях», «Апология ученого незнания». По своим философским воззрениям Николай Кузанский - идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бога он называет в духе неоплатонизма «абсолютным максимумом», постоянно подчеркивает актуальную бесконечность его собственной природы. Как математик Н. Кузанский стремился осмысливать явления природы в математических образах и понятиях. Это давало ему возможность преодолеть средневековое схоластическое убеждение в конечности мира. Мир не имеет окружности и центра, как считалось со времен Аристотеля. Земля не составляет центр мира. Утверждая бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Н. Кузанский доказывает наличие всеобщей связи между явлениям и вещами природы. Природу он рассматривает как живой и одушевленный «мировой душой» единый организм, одно из важнейших проявлений этого организма - человеческое существо. Человек - единство земного и божественного. Это микрокосм, малый мир, отражающий все многообразие Вселенной.

Свои гносеологические взгляды Н. Кузанский изложил  в работе «Об ученом незнании». В  процессе познания Кузанский выделил  четыре ступени познания. Первая ступень - чувственные ощущения, которые  дают лишь смутные образы вещей. Над ощущениями возвышается рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Высшая ступень познания - разум. Важнейшая особенность разума - это его способность мыслить бесконечное. Четвертая ступень - сверхразумное созерцание (интуиция) как способность человека мыслить совпадение противоположностей в боге путем слияния с богом человеческой души, когда отпадает сама противоположность субъекта и объекта. Но это бывает очень редко. В дальнейшем прогрессе научно-философского познания значительную роль сыграли положения Н. Кузанского об интеллектуальном разумном познании как высшей познавательной функции, которая поднимается над частностью ощущения и рассудка, преодолевая их ограниченность.

Один из крупных  натурфилософов данного периода - итальянский  ученый Джордано Бруно. Главный его  труд «О причине, начале и едином». В  онтологии Бруно продолжает идеи Н. Кузанского о бесконечности природы  и бесчисленности миров. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Дух, душа, духовная субстанция как носитель жизни наполняет всю вселенную, все вещи, всю природу, которая одушевлена в различной степени. Бруно - один из главных представителей органистического взгляда на мир, он рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Взгляд этот был присущ большинству античных философов, за исключением атомистов. Особый интерес представляет учение Бруно о материи. Он утверждает идею несотворенности и извечности материи, подчеркивает неразрывность материи и формы.

В области теории познания Дж. Бруно следует за Н. Кузанским  и выделяет те же ступени познания: чувства, рассудок и разум (интеллект). Однако новый момент в теории познания Бруно состоял в противопоставлении чувств, неспособных постичь истину, разуму, который только и способен к этому. Чувственное познание не может предоставить истинного познания. Крупнейший недостаток чувственного ощущения в том что, оно не видит бесконечное. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно вслед за Н. Кузанским к диалектике совпадения противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Дж. Бруно вводит в философию понятие монады, то есть «единицы» бытия. Если Н. Кузанский приводил примеры совпадения противоположностей из математики, то Дж. Бруно видит их во всех областях природы и человеческой деятельности. Источник внутреннего родства противоположностей - бесконечная субстанция. Эти воззрения сближают Бруно с некоторыми взглядами представителей естественнонаучного направления в философии Возрождения - Леонардо да Винчи, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли, правовая теория Ж. Бодэна и социологические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы общественного сознания

   Многообразие  видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания.

   Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное.

   1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления:

   – о хозяйственной жизни общества(и  социальной группы, в том числе  семьи);

   – о производстве и распределении  материальных благ;

   – о собственности и управления ее видами;

   – о торговле и финансах, доходах  и расходах.

   2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

   Философско-методологические концепции экологического сознания:

   1) природа несовершенна, поэтому необходимо  ее улучшать и совершенствовать  с точки зрения обитания человека  для полного поглощения естественной  природы искусственной. 

   Возражения:

   а) нет бесспорных доказательств несоответствия естественной среды оптимальным условиям жизнедеятельности человека;

   б) активное экологическое производство может нарушить хрупкое равновесие в природе и сделает экологическую  катастрофу неотвратимой;

   в) велика опасность, что бактерии, вирусы, паразиты человека, быстро приспосабливающиеся к искусственным условиям, создадут угрозу существованию людей как биологического вида;  

   д) пока не существует способов точного  прогнозирования и оценки возможных  последствий экологического производства, так как биосоциальные экосистемы настолько сложны, что не поддаются моделированию даже с помощью суперЭВМ.

   Поэтому более реалистичной представляется другая концепция:

   2) следует сохранять и поддерживать  существующую естественную среду  обитания; признавая неизбежность НТП, надо осуществлять развитие ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально охраняющих природу. На смену цели, поставленной еще Ф.Бэконом для человека: господство над природой, приходит новая – гармония, взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды. Совместный процесс эволюции природы и общества называется коэволюцией.

Информация о работе Основные идеи и направления философии Возрождения