Основные направления развития философии в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:35, реферат

Описание

Однако это возлагает и ответственность за выбор мировоззрения на плечи самого человека, современный человек свободен в своем выборе, но он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбы всего человечества.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития философии XX века и ее основных направлений, для этого была изучены соответствующие литературные источники.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

          Введение

     XX век в масштабах существования  письменной истории человечества  сравнительно-небольшой отрезок  времени, если рассматривать его  только с точки зрения тех  ста лет, которые он в себя  включает. Однако оценивать роль  и значение XX века в общей истории  планеты Земля необходимо, учитывая  его научно-технические, социально-экономические,  общественно-политические сферы  бытия, равно как его духовную  культуру и искусство, которые  оказывают влияние на мир.

     Многочисленная  литература, посвященная анализу XX века, разноречива и тенденциозна. Это неудивительно, потому что современники, как правило, не могут объективно и непредвзято осветить многочисленные события этого века и, тем более, предугадать, какое из них окажет особенно сильное влияние на последующую  историю человечества.

     Философия XX века - не усталый спутник, сопровождающий человечество на его тернистых и крутых дорогах, она вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала.

     В отличие от предыдущих эпох и даже от начала XX века современная философия  не навязывает одной-единственной точки  зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась  быть толерантной и не наказывает за инакомыслие, более того” философия  конца XX века предоставила человеку свободу  в выборе своего мировоззрения.

       Однако это возлагает и ответственность  за выбор мировоззрения на  плечи самого человека, современный человек свободен в своем выборе, но он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбы всего человечества.

     Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития философии XX века и ее основных направлений, для этого была изучены соответствующие литературные источники.

     1 Основные направления  развития философии  в XX веке

     1.1 Общая характеристика философии в XX веке

     Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия - плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям - материализма и идеализма.

     Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения  в сложнейшее строение материи, предпринимает  попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного  развития посредством соединения результатов  научного анализа и социальной практики.

     Особенностью  философского знания XX века является его  четкая детерминация научным аппаратом  современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математических наук, системный подход, принципы синергетики).

     Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем  сущности и существования человека, опираясь не только на позитивистские и марксистские взгляды, но и философские  традиции христианства, буддизма, школ солипсизма и интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые в  начале XX века третировались как  ненаучные, мистические и реакционные.

     В свою очередь, наиболее авторитетные представители  этих философских направлений находят  в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые  помогают более глубоко и разносторонне  понять сущее человеческого бытия.

     Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности  целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну - это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии - в чем смысл жизни и предназначение человека.

     В этой связи становится понятным стремление философов второй половины XX века отойти от вульгарно-социологических подходов к бытию человека и их стремление анализировать бытие через аргументацию философии жизни, экзистенциализма и персонализма.

     Философия XX века справедливо считает, что наука - значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность, более того, философия XX хека не отрицает ни мистического, ни эзотерического, ни экологического, не ценностного подхода к миру.

       Поэтому философия XX века не  только связана с наукой, она  пытается заново осмыслить мистические  учения Востока, найти смысл  в примитивных религиях и в  магии, в давно отброшенных  средневековых трактатах алхимиков  и врачевателей, в социальных  утопиях самых разных времен.

     1.2 Неопозитивизм 

     Неопозитивизм - одно из основных направлений западной философии 20 в.  возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии  и науки, роли знаково-символических  средств научного мышления, отношения  теоретического аппарата и эмпирического  оазиса науки, природы и функции  математизации и формализации знания. 

     Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы, прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием.

     Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно  возможным знанием является только специально-научное знание.

     Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так  называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма

     Именно  в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью  были сформулированы основные идеи неопозитивистской  философии науки, завоевавшие в 1930- 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции.

     Популярность  неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость  простого, четкого, связанного с применением  современных научных методов  решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность  неизбежно должны были привести и  действительно привели неопозитивизм  к дискредитации и глубокому  кризису.

     Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная  неопозитивизмом, не оправдывает тех  надежд, которые на нее возлагались.

       Со 2-й половины 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки.

     1.3 Аналитическая философия

     Аналитическая философия  - направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах.

       Подавляющее большинство сотрудников  философских факультетов в таких  странах, как СШАВеликобританияКанадаАвстралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.

       Философов «аналитической» волны объединяет не столько тематика или тип философских  концепций, сколько общие задачи: исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.

       Внутри  аналитической философии различают  два направления: философию логического  анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). 

       Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки и  придерживаются линии сциентизма. Сторонники второго направления считают  такую ориентацию искусственной  и ограничивающей философский кругозор, поскольку философия укоренена  в реальном разумении, в жизненных  ситуациях, в механизмах естественного  языка и многообразном вненаучном опыте людей.

       В период примерно с 1920 по 1950 в рамках аналитической философии существовало мощное движение, известное под названием  логического позитивизма. Философы этого направления, М.Шлик, Р.Карнап, А.Дж.Айер и др., полагали, что все  осмысленные утверждения являются либо научно верифицируемыми утверждениями  о мире, либо чисто логическими  тавтологиями.

       Приблизительно  с 1960 акценты сместились, и под  влиянием Куайна язык и логика стали  рассматриваться, подобно эмпирическим наукам, не просто как набор инструментов для анализа, а как некое знание о реальности. В результате в лоно философского анализа возвратились традиционные проблемы: истины, фактического соответствия, синтеза знания. 

       1.4 Философская антропология

       Философская антропология одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней - центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.

       Одним из родоначальников современной  философской антропологии был известный  немецкий мыслитель Макс Шелер (1874-1928) В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса.

       Философская разновидность антропологии максимально  сконцентрирована на представлении  о самосознании человека, а естественно-научная  антропология (все отрасли естествознания и генетическая психология) дают лишь представление о человеке как  достаточно позднем итоге развития Земли, отличающемся от предшествующих ему форм в животном мире только степенью сложности соединения энергий  и способностей, которые уже встречаются  в низшей, по сравнению с человеческой, природе.

       Задача  философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры  человеческого бытия вытекают все  свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее  человека.

     Биологическая, или натуралистическая методология изучения человека занимает видное место в современной философской антропологии Данный подход характеризуется тем, что при рассмотрении родовой сущности человека гипостазируются закономерности присущие его поведению складывающиеся исключительно в процессе филогенеза. На этом основании делается вывод о неизменной биологической природе человека.

     Иначе говоря, человек в философской  антропологии должен исследоваться  не только как часть природного и  социального мира, но и как существо, особым образом созидающее и воплощающее  в себя весь этот мир.

     1.5 Экзистенциализм

     Экзистенциализм,  направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Информация о работе Основные направления развития философии в XX веке