Основные направления развития философии в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:35, реферат

Описание

Однако это возлагает и ответственность за выбор мировоззрения на плечи самого человека, современный человек свободен в своем выборе, но он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбы всего человечества.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития философии XX века и ее основных направлений, для этого была изучены соответствующие литературные источники.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

     В чистом виде экзистенциализм как  философское направление никогда  не существовал. Противоречивость этого  термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и  неповторима, означает переживания  отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

     Основная  категория философии экзистенциализма - это экзистенция. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

     Согласно  философии экзистенциализма, чтобы  осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти.

       В результате мир становится  для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом  проникновения в мир «экзистенции»  объявляется интуицияэкзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

     Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей.

       Предметы и животные не обладают  свободой, поскольку сразу обладают  сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами».

     Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека - это свобода личности от общества.

     1.6 Прагматизм

     Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма.

     Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма ДжемсаДжона Дьюи и Джорджа Сантаяны.

     Внимание  к прагматизму существенно выросло  во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма.

     Главный принцип прагматизма провозглашает  тезис о том, что у каждого человека - своя философия и основатель этой философии Уильям Джемс , считал что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира.

       У каждого человека свои, свойственные  только ему способы философствования, ибо, с его точки зрения, "философствовать  означает иметь индивидуальный  способ восприятия и чувствования  биения пульса космической жизни", а сама философская направленность  обусловлена врожденным темпераментом  человека. С точки зрения сторонников  прагматизма, философия является  методом улаживания споров философов,  основанном на практических последствиях  наших действий.

     В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»

     С конца 1930-х гг. влияние П. в американской философии начинает ослабевать. С  иммиграцией ряда европейских философов  получают распространение др. философские  течения. Однако, утрачивая значение ведущего философского направления, прагматизм продолжает оказывать влияние на решение многих методологических и логических проблем, в значительной мере определяя и стиль политического мышления в США.

     1.7 Персонализм

     Персонализм - теистическое направление современной философии. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности - Бога.

     Формирование  персонализма началось в конце прошлого века, в России и США. Основные принципы персоналистской философии были сформулированы Н.А. Бердяевым и Л. Шестовым. В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, А. Белого, Вяч. Иванова. Особый этап в развитии персонализма связан с его распространением во Франции, начало которому положил Эмманюэль Мунье (1905-1950).

     Главной задачей для персонализма является не человек вообще, не даже личность как некоторое познающее Я, как это было у Фихте, не познающий субъект, а реальная, конкретная и, главное, целостная личность, состоящая из души и тела и способная познавать, чувствовать, любить, творить, работать и лениться, со всеми ее многообразными проявлениями.

     Поэтому личность, в которой пересекаются все слои бытия - и духовный, и материальный - оказывается онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божье, творение Божье. Именно поэтому человек есть личность.

     Персонализм как философское течение оказался близким достаточно большому числу  православных людей, особенно живущим  на Западе. Такой человек и мыслитель, как В.Н. Лосский, считал себя персоналистом  в философии. Некоторые возводят его отца, Н.О. Лосского, к родоначальникам  персонализма наряду с Н.Бердяевым  и Л.Шестовым. Персонализм, являясь некоторым философским направлением, не разрабатывает свою школу, поэтому многие философы считают себя одновременно и персоналистами, и экзистенциалистами. Такова особенность многих современных философских направлений.

     1.8 Рациовитализм

     Учение  испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета с трудом вписывается  в в философию XX века. По смыслу его философия - один из вариантов историцизма, но с ярко выраженой футуристической направленностью. Его интересует не то, что уже было, но то, чего еще нет, но оно может быть. "Настоящее не заботит меня, - писал он, - потому что я уже в нем существую. Серьезная вещь - будущее". Ортега стремился предсказать возможные перспективы в развитии человека, культуры, общества в ближайшем будущем.

     Рациовитализм Ортеги-и-Гассета - это учение о жизни  как истории, которая нерасторжима с разумом, без него умирает. Функция  витального разума - самоистолкование жизни, что выражается в созидании  мировоззрений, определяющих ценностные координаты человеческой деятельности.

     Современное человечество, по убеждению Ортеги-и-Гассета, находится в тяжелом кризисе, более того, стоит перед страшной опасностью саморазрушения. Осмыслению этой трагической ситуации Ортега посвятил самую знаменитую свою работу - эссе "Восстание масс". Написанная в 1930 г., она была необыкновенно популярна, многие ее идеи глубоко проникли в  культуру XX века, а поднятые проблемы сохраняют свою актуальность и сегодня.

     С большим талантом и темпераментом  Ортега выразил одно из самых распространенных убеждений нашего века: человек творит мир и самого себя, единственная подлинная реальность - сам процесс  исторического творчества, вне его  и выше него ничего нет. Рациовитализм  Ортеги-и-Гассета - гимн человеческому  творчеству.

     Однако  любой мыслитель имеет право  предложить свой взгляд на историю. Ортега-и-Гассет выбрал свой специфический аспект событий  и явлений - ив этом он интересен  и достаточно глубок. Его "Восстание  масс" проливает дополнительный свет и на события в России - и те, что происходили в нашей стране после 1917 г., и те, что происходят сейчас. Картина европейского кризиса ХХ века, так ярко нарисованная Ортегой, тоже должна быть принята во внимание, когда мы размышляем об исторической судьбе России. При всем своеобразии русской культуры и истории, она не может быть понята вне контекста общеевропейского и мирового развития.

     1.9 Постмодернизм

     Постмодернизм - сложное, достаточно эклектичное и  неоднородное явление, возникшее в  западноевропейской культуре последней  четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с  критической рефлексией социокультурных  и философских контекстов современной  цивилизации.

     В буквальном смысле слова "постмодернизм" - это то, что следует за современной  эпохой, за модернизмом, и связано  с осмыслением стилевых изменений  в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.

     В рамках постмодернизма сегодня работают многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям данного  направления следует отнести  Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924), Жана Бодрийара (р. 1929), Жиля Делеза (р. 1926), Жана Дерриду (р. 1930), Феликса Гваттари (р. 1930) 

     Постмодернизм связан с претензией на смену философских  парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции.

     Для постмодернизма характерно отношение  к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются, прежде всего, в письменных формах. Поэтому  мир выступает как текст.

     В силу того, что мир понимается как  бесконечный, безграничный текст, средством  моделирования "поля", в котором  осуществляются интерпретации, становится аллегория, выполняющая роль кода для  рефлексии современной культуры, ситуации.

     Власть  анализируется в постмодернизме на микроуровне, на уровне повседневности, сопрягаясь с попыткой осмысления средств  и способов манипулирования человеком  в контексте социальности Ее анализ не связан с социальными институтами, государством, персонифицированным  авторитетом "Власть через и посредством  языка" - вот наиболее итересующая  постмодернизм проблема.

     Принимая  во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует  предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению  прошлого культуры с ее настоящим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Непредвзятый  и свободный от идеологических оценок анализ философии XX века показывает, что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

     В качестве первой, видимо, надо назвать  отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, как правило, ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения.

     В течение столетия самые разные философские  направления и школы переходят к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога, не отвергающему философских теорий, основанных на нетрадиционных для европейской философии принципах, будь то творческая интуиция, эзотерическое знание, концепция вчувствования и многое другое.

Информация о работе Основные направления развития философии в XX веке