Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:09, реферат
Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.
Введение…………………………………………………….………………………….1
Позитивизм………………………………………………………….…………………2
Марксизм……………………………………………………………………..………..6
Философия жизни …………………………………………………………………….8
Феноменология………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………20
ОБРАЗЕЦ
ЗАПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО
ЛИСТА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ
И ДИЗАЙНА»
Контрольная
работа № ____1____
По
дисциплине _________________Философия____
На тему
______________Основные
течения философии ХIХ
века_________
Студента(ки)____________Можаро
(Ф.И.О.)
Специальность_________________
Курс, группа______________1
курс,___группа_№_В3-44с_______
Шифр
зачетной книжки _______________№
1123498_______________________
Содержание:
Введение
Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.
В последней трети XVIII века появились идеи и труды, систематизирующие предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние наиболее существенно для последующей философии, можно выделить Иммануила Канта и Жан-Жак Руссо.
В
бурные 1789—1815 гг. европейская культура
прошла через революцию, войну и разрушение.
Социальные и культурные основы (в том
числе философия) предыдущей эпохи
Просвещения было
необходимо переосмыслить с целью осуществления
экономических и политических изменений.
Европейская философия XIX века размышляет
о них, участвует в них, является причиной
многих из этих изменений.
Позитивизм
Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
В 30 – 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О.Контом (1798-1857).
Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.
Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология»; благодаря – нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.
Основные принципы:
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии – минимизировать число этих законов
Основными представителями "первого" позитивизма помимо О. Конта являются:
МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Основное сочинение Милля "Система логики" (1843) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В этике Милль исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов.
Джон Стюарт Милль известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.
СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал с журналом "Economist".
Спенсер является основоположником органической школы в социологии, рассматривая общество по аналогии с живым организмом. В этике стоял на позициях утилитаризма и гедонизма.
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь, коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX – XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой), – все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т.е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
Наконец,
в-третьих, все попытки Конта и его последователей
доказать объективную обоснованность
предлагаемых ими этических идеалов и
системы ценностей в рамках механистической
и метафизической социологии не могли
увенчаться успехом. Оказалось невозможным
включить проблемы ценностей в сферу научного
исследования, вывести «должное» из «сущего»
и при этом сохранить позитивистский критерий
научности.
Марксизм
В середине XIX в. развивается марксизм - теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям.
Его основоположники - Карл Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895) - связали свое учение с интересами рабочего класса - самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.
Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:
Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: