Основные течения философии ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:09, реферат

Описание

Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………………….1
Позитивизм………………………………………………………….…………………2
Марксизм……………………………………………………………………..………..6
Философия жизни …………………………………………………………………….8
Феноменология………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

фил.docx

— 41.17 Кб (Скачать документ)
 

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 
 
 
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА» 
 

                                                                        Кафедра __ Философии и истории____

                                                                                        (наименование) 
 
 
 
 
 

Контрольная работа № ____1____ 

По  дисциплине _________________Философия________________________________ 

На тему ______________Основные течения философии ХIХ века_________ 

Студента(ки)____________Можарова Надежда Алексеевна_______________

(Ф.И.О.)

Специальность______________________Менеджмент___________________________ 

Курс, группа______________1 курс,___группа__В3-44с____________________ 

Шифр  зачетной книжки _______________№ 1123498___________________________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 
 

  1. Введение…………………………………………………….………………………….1
  2. Позитивизм………………………………………………………….…………………2
  3. Марксизм……………………………………………………………………..………..6
  4. Философия жизни …………………………………………………………………….8
  5. Феноменология………………………………………………………………………14
  6. Список использованной литературы………………………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

    В последней трети XVIII века появились  идеи и труды, систематизирующие  предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние наиболее существенно  для последующей философии, можно  выделить Иммануила Канта и Жан-Жак Руссо.

    В бурные 1789—1815 гг. европейская культура прошла через революцию, войну и разрушение. Социальные и культурные основы (в том числе философия) предыдущей эпохи Просвещения было необходимо переосмыслить с целью осуществления экономических и политических изменений. Европейская философия XIX века размышляет о них, участвует в них, является причиной многих из этих изменений. 
 
 
 
 
 
 
 

Позитивизм 

    Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

  В 30 – 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О.Контом (1798-1857).

  Позитивистская  философия Конта определенным образом  связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

  Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

  Осуществленная  Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться  как реализация завета энциклопедистов.

  По  Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.

  Психологию  Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие  элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология»; благодаря  – нему социология впервые была разработана в определенную научную  систему.

  Основные  принципы:

  • от простого к сложному
  • от абстрактного к конкретному
  • временной

  Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных  знаний. Нельзя свести одну науку к  другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии  – минимизировать число этих законов

    Основными представителями "первого" позитивизма  помимо О. Конта являются:

  • Джон Стюарт Милль
  • Герберт Спенсер 

    МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Основное сочинение Милля "Система логики" (1843) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В этике Милль исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов. 

    Джон Стюарт Милль  известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.

    СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал с журналом "Economist". 

    Спенсер является основоположником органической школы в социологии, рассматривая общество по аналогии с живым организмом. В этике стоял на позициях утилитаризма и гедонизма. 

  В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме  переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

  Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.

  Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь, коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX – XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой), – все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т.е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.

  Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом сохранить позитивистский критерий научности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Марксизм 

    В середине XIX в. развивается марксизм - теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям.

    Его основоположники - Карл Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895) - связали свое учение с интересами рабочего класса - самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.

    Марксистская  социалистическая доктрина включала ряд  политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:

  • доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;
  • мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;
  • необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;
  • для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;
  • центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, партия должна проводить решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками.  (Маркс и Энгельс вели борьбу с II.Прудоном, Л. Лассалем, М. Бакуниным. Ленин с меньшевиками. Сталин с троцкистами, «националистами» и др.);

    Марксистские  идеи оказали серьезное влияние  на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они  не стали основой современной  политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции  в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места:

  • абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований;
  • преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическими в развитии общественной жизни;
  • нетерпимость к инакомыслию;
  • отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.
 

Информация о работе Основные течения философии ХIХ века